Издавна народная фантазия рождала причудливые сказания о прошлом, о том, чему в старину не мог еще дать объяснения человеческий разум, о возникновении гор, озер, целебных источников - обо всем окружающем мире, полном тайн.
Глядя на горы, люди отождествляли их с застывшими великанами, и в причудливых очертаниях, фантазируя, они представляли голову, лицо или туловище великанов. Создавали легенды. Они дошли и до нас через века и при всей наивности по-прежнему очаровывают своей поэтичностью, богатством мысли, глубиной народной мудрости.
Легенд о Кавказских горах и лакколитах предгорья много.
Вот одна и из наиболее распространенных в обработке карачаевского поэта и прозаика Муссы Батчаева.
***
Беспредельная мощь в теле и великая кротость в душе заключены были у первых жителей этой земли - нартов-богатырей.
Когда над ними угасало солнце, их день спокойно умирал, чтобы завтра снова родиться. И к ним приходила ночь со своей темнотой, сердца их оставались светлыми и чистыми, потому что в них никогда не засыпала доброта.
Вслед за летом и к ним приходили дожди осени и морозы зимы, но тепло их дружбы никогда не остывало.
Их небеса тоже иногда закрывались тучами и хмурились от непогоды, но только смех и песни веселья всегда были слышны в их краю.
Длилось бы вечно золотое время нартов, если бы седоглавый красавец, вождь нартов, не воспылал страстью к юной Машуке, нежно любившей своего жениха, которым был единственный сын вождя.
Отправил старик молодого нарта в степь на охоту, чтобы он не мешал сделать Машуку своей женой...
Оттолкнула юная красавица вождя и, убегая от него, потеряла кольцо, надетое на ее палец возлюбленным в знак верности.
Забросил старик далеко от себя кольцо и стал превращаться в сосуд ревнивой ненависти к сыну-сопернику.
Увидел кольцо сын в степи и на крыльях тревоги прилетел домой.
Ужасен был бой. Немало нартов обнажили свои мечи за победу сына, но не меньше осталось верных вождю.
В первых рядах бились отец с сыном: многоопытный и сильный с молодым и неутомимым.
Сбил старый вождь с головы сына железный шлем, оглушил его и пятью страшными ударами меча отнял когда-то подаренную им жизнь.
Но и сам не уберегся - единственный удар сына глубоко рассек его седую голову, и он, пошатываясь, пошел умирать.
Не могла перенести гибель жениха прекрасная Машука, как камень, катящийся с горы, помчалась она к растерзанному телу молодого богатыря и ударом его кинжала остановила боль своего любящего сердца.
А битва не унималась. Жестоко сражались друг с другом исполины-нарты, тряслась, качалась земля, бездонные пропасти разверзались под их ударами.
Но не может быть на земле битв, которые на заканчиваются.
Когда утром взошло солнце, оно увидело поле боя, сплошь покрытое погубившими друг друга гигантами.
Живых не было. Лишь два верных пса скулили у ног своего хозяина - вождя нартов, скулили до тех пор, пока печаль не закрыла им глаза.
Кровь, которая могла пролиться, пролилась, сердца, которые могли остановиться, остановились, и все умерло.
Так исчезли с лица Кавказа нарты и так появились горы - вечный памятник богатырям.
Кольцом-горой стало укатившееся в степь золотое кольцо Машуки.
Горой Железной чернеет шлем, сбитый с головы жениха.
Сам жених, изрубленный на пять частей, превратился в лиловую пятиглавую гору, так и названную людьми - Бештау.
А вокруг - большое количество погибших в бою и окаменевших храбрых воинов-великанов.
Каждую весну покрывается зеленью и грустно цветет застывшая неподалеку от любимого Машука.
В боку ее зияет Провалом кинжальная рана, чуть подальше, еще до недавнего времени, сверкал на солнце острой вершиной, исковерканный теперь людьми, окаменевший Кинжал.
Очень много нартов было, очень много стало гор...
И самая могучая из них та, которая уходит седой раздвоенной головой в туманы. Главный нарт назван Минги-тау, что значит - главная гора. И еще зовут ее Эльбрус. У ног его лежат два верных окаменевших пса - Большой и Малый Бермамыт.
Суров Минги-тау. Не тает на нем снег и в жаркое лето. А зимой его дыхание, сердитыми буранами и сквозящими вьюгами, носится по горам и долинам, леденит все живое, что встречается на пути.
Но теплеет постепенно грудь старика. Смотрит он с высоты на сына, на Машуку, на всех своих поверженных нартов, и слезы раскаяния рождаются в его глубинах. Но холодны эти слезы, не могут они воскресить окаменевших нартов.
спутница.а почему именно Кавказ..вы там живете или отдыхали?
Никогда не была на Кавказе
Rox
27 октября 2010 (19:34)
Спутница
А есть какие-то сказания - предания о том, как появились минеральные воды? Какие-то историии связанные с ее лечебной силой?
спутница
29 октября 2010 (22:47)
jane lotos
Впервые я туда попала в 1980 году, с тех пор периодически наведываюсь
Там для меня удивительно благоприятная релокация
Rox
А есть какие-то сказания - предания о том, как появились минеральные воды? Какие-то историии связанные с ее лечебной силой?
да, есть
МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ У ГОРЫ ЖЕЛЕЗНОЙ
Кто хотя бы раз побывал на Кавказе, обязательно услышит о замечательных горячих и холодных источниках, что находятся под молчаливыми громадами гор Железной и Бештау. Много веков они возвращают людям здоровье. Откуда берут они своё начало и что даёт им волшебную силу?
***
Есть в народе легенда о том, как когда-то жили в этих местах нарты.
Предводителем был у них злой и трусливый князь по имени Бук. Не любил он свой народ, забирал у него всё, что можно. Боялись его, носили дань вовремя.
Только смелый молодой нарт Урызмек не боялся трусливого и жадного Бука. Он призывал нартов освободиться от его ига.
Но боялся народ князя-бога. Однажды собрались нарты у своего большого котла, который был вкопан в землю и вмещал в себя воду из 10 горных озёр.
Каждому хотелось быть единственным его обладателем.
И решили нарты отдать этот котёл тому, кто сумеет вскипятить в нём воду. Но не под силу оказалось это нартам. Только князь Бук мог это сделать.
Но вышел из толпы Урызмек и крикнул: «Сегодня я на охоте убил семерых духов грома и молнии! Я победил трусливого Бука!». От этих смелых и неслыханных слов потемнело небо, побагровели тучи, и закипела вода в котле.
Брызги её бились о камни и стекали ручейками вниз. Испугался Бук и взлетел на небо. Послал он на народ зной. Палило солнце, дождей не было. Высохла земля.
Не было урожаев, замерла жизнь.
«Ты причинил нам горе, Урызмек! Мы умираем!» - кричали нарты.
Но не испугался молодой нарт. Велел он зарядить пушку, а вместо ядра влез сам.
Грохот выстрела потряс скалы. Это смелый Урызмек взлетел на небо к трусливому Буку и отрубил ему голову.
Собрались тучи и полил небывалый сильный дождь. И вновь зазеленели поля, оделись листвой леса.
Люди стали снова улыбаться. Снова закипел остывший котёл.
Шли года, менялись века.
Ушёл под тяжестью в землю котёл, а земля под ним поросла буйной травой и зеленью лесных дубрав.
А у горы Железной выплёскивает свои пенистые струи древний нартовский котёл, давая людям радость и возвращая здоровье.
ОРЕЛ, ТЕРЗАЮЩИЙ ЗМЕЮ
Кому не знакома скульптура орла, терзающего змею?
Могучая птица, готовясь взмыть в небо, стремительно и горделиво распахнула крылья, а в стальных когтях замерла змея. Ее изображают на открытках, обложках путеводителей, этикетках бутылок с минеральной водой, орел изображен и на гербе Кавказских Минеральных Вод.
***
Когда-то пустынны были места вокруг пятихолмного Бештау. Только царь птиц могучий орел парил над дикой местностью Пятигорья.
Однажды приземлился орел на вершину горы Горячей, и не заметил он, что под камнем притаилась ядовитая змея. Ужалила она гордую птицу в грудь. Сжал змею орел стальными когтями, но силы покинули его, и упал он в горячий источник, бьющий из-под скалы. И чудодейственный источник вернул орла к жизни.
Эту легенду использовал в своей работе И. И. Крылов, который был художником казенных театров.
В 1903 году Россия торжественно отметила 100-летие Кавказских Минеральных Вод.
По этому случаю вышел специальный журнал, на обложке которого И.И. Крылов нарисовал орла, терзающего змею.
А скульптор Людвиг Карпович Шодкий по рисунку вылил скульптуру орла - своеобразное олицетворение гордой и мятежной красоты Кавказа.
Символика скульптуры необыкновенно поэтична. Фигура орла, распластавшего крылья над скалой и клюющего извивающуюся в его когтях змею, символизирует победу добрых сил природы над недугами.
Изменить сообщение можно только в течение часа после его создания.
Каждый участник дискуссии может поставить в теме сигнальный флажок, если по его мнению, в теме имеет место конфликт (ссора, оскорбления участников) или флуд.