Тема 5377, сообщений: 50
Карма, перевоплощение - точка зрения Буддизма. |
Автор | Сообщение |
Sacurafric |
На Форуме пользователь Milena18 открыла тему о Карме. http://forum.oculus.ru/?m=sr&it=32455 Тему Milena18 затронула очень важный на мой взгляд. Вопрос о Карме слишком объемный и спорный. Он включает в себя и то, что мы называем Мистикой и Магией и Предопределением и так далее. Астрология, по сути своей, наука о Карме. Возможно я заблуждаюсь) Но вижу именно так. На Астропро в статье
попалась ссылка "Кармические особенности знаков Зодиака". Анализируя наталы и синастрии, часто видишь преобладание определенных аспектов. То же кармичность) Да что там говорить, легче размышлять, что в гороскопе может быть случайно и является ли это "неКармичным". Нет ничего случайного, а если бы и было, то это было бы Кармично Понятие Кармы разнится от традиции к традиции. Хочется несколько проиллюстрировать точку зрения Буддизма, просто мозаикой, вырванной из контекста. Что бы было интересно читать и над чем потом подумать. Возможно, кому либо пригодится |
Sacurafric |
Первым, хочется привести отрывок из книги Калу Ринпоче, статью "Исследование алайи и кармы": "В целом, кармический процесс можно коротко охарактеризовать цитатой из традиционного поучения: «Если хочешь узнать, что было прежде, посмотри на свое тело; если хочешь узнать, что будет дальше, посмотри на свои действия». Это изречение — попытка указать на то, что каждое конкретное состояние перерождения, каждое событие, которое мы в данный момент переживаем, есть результат тенденций, созданных нами когда-то в прошлом. А будущие переживания ума обуславливаются сейчас — тем, как он выражает себя через физическую, речевую и ментальную деятельность. Прошлые, настоящие или будущие кармические тенденции образуют непрерывный цикл: однажды установившись, они постоянно укрепляются.
Сейчас у нас всех есть общее свойство — то, что мы люди; ведь мы все вместе переживаем опыт человеческого рождения. Это признак того, что мы разделяем определенную общую карму, которая привела нас непосредственно к этому типу нашего опыта, а не к какой-то другой его форме в другом мире и не к таким обстоятельствам человеческой жизни, в которых интерес к Дхарме исключен. Благодаря нашим добродетельным действиям, совершенным посредством тела, речи и ума, в прошлых жизнях укрепились определенные позитивные тенденции, которые привели нас к нынешнему состоянию. Этот общий опыт легко продемонстрировать; однако есть другой факт, который нужно принять во внимание. Огромное разнообразие способов, какими люди переживают человеческий мир, — свойство не общей кармы, а индивидуальных аспектов кармы.
Например, есть люди, которые очень рано умирают, постоянно нуждаются, не могут достичь процветания или добиться своих целей, страдают из-за слабого здоровья. Источник всех этих видов неудовлетворенности можно найти в негативных кармических тенденциях, укрепленных в предыдущих существованиях, когда ум выражал себя так, что человек совершал неуместные действия. Возможно, такие люди убивали других существ, а это действие, простое или сложное (смотря по обстоятельствам), приводит к трудной кармической реакции, которая проявляется в какой-то из следующих жизней. У людей, которые прежде вели себя таким образом, будет короткая жизнь: либо они умрут от болезней, либо будут убиты, не дожив до естественного срока смерти. Или, если человек много воровал или грабил, он впоследствии окажется в нищете.
По существу, закон кармы описывает любое случайное явление как фактический результат прошлого действия, позитивный этот результат или негативный. Выйдя за пределы контекста только этой жизни, мы можем обнаружить как позитивные, так и негативные кармические тенденции, закрепившиеся у нас в течение предыдущих жизней и непосредственно ведущие к тому, что мы имеем сегодня. Если благодаря щедрости или заботе о жизни существ, защите других и т.д. мы развили сильные положительные кармические тенденции, результатом будет долголетие, здоровье, процветание, а также возможность достигать успеха и добиваться своих целей. Следовательно, до тех пор пока мы в самом деле разделяем общий опыт человеческого существования, наше переживание мира людей остается очень личным, индивидуальным для каждого человека." |
Sacurafric |
"Представьте себе двух человек: если один засыпает, а другой наблюдает за ним, то какие бы невероятные и замысловатые сны ни снились первому, второй не сможет их увидеть. Наблюдающий не имеет никакой возможности увидеть, что переживает другой человек, потому что это неосязаемо. С позиции наблюдателя, извне, невозможно эмпирически, с помощью органов чувств, удостовериться в переживаниях или снах другого. Но это не означает, что спящий не видит снов! Для спящего сон (хоть он и нематериален) — совершенно реален. Подобным образом любая попытка эмпирически обосновать кармический процесс — пустая трата времени. Хотя сон и возникает из чего-то нематериального, это не означает, что нет взаимодействия причины и следствия. Несмотря на то что органы чувств не позволяют нам убедиться в законе кармы, все-таки мы в состоянии увидеть эту истину благодаря духовной проницательности. По мере развития постижения, мы начинаем напрямую осознавать причину и следствие, а затем и процесс перерождений. Мы привыкли проверять истинность или ложность чего-либо прежде, чем начинаем этому доверять. Однако в случае с созреванием кармы отсутствие эмпирического подтверждения не должно восприниматься ни как признак, ни как абсолютное подтверждение того, что такого процесса нет. Скорее, нам нужно понять, что мы не осознаем его в настоящий момент." |
Sacurafric |
"Рассмотрим кармический процесс далее. Какими бы ни были действия, позитивными или негативными, добродетельными или нет, самое существенное — это процесс созревания. Когда какое-либо действие совершено, устанавливается соответствующая тенденция, и она остается скрытой, пока не сойдутся обстоятельства, при которых она созреет и проявится как факт нашего опыта. Изначально это умственный процесс, а тело и речь служат уму как средства совершения действий и накопления кармы. В конечном счете эти тенденции устанавливаются на уровне ума, даже если они явились следствиями действий тела или речи. И хотя результат также может переживаться на уровне тела или речи, но именно в уме соответствующие тенденции хранятся и созревают.
Чтобы проиллюстрировать это, представим себе засеянную землю. Семена могут довольно долго не давать побегов, но как только сойдутся нужные условия (влага, тепло и так далее), появятся ростки, которые вырастут и принесут плоды. Таким же образом действие (или ряд однотипных действий) создает тенденции, которые некоторое время остаются скрытыми в базовом сознании, а затем проявляются в виде осознанного опыта. Они не созреют до тех пор, пока не сойдутся условия, благоприятные для их созревания. Так латентная кармическая тенденция становится нашим опытом в относительной реальности.
Выдающимся свойством кармического процесса является его неизбежность. Карма не просто может созреть — она обязательно созреет. Более того, можно вполне определенно предсказать, какая тенденция к какому переживанию приведет. Добрый поступок никогда не станет причиной страдания, так же как вредоносное действие не приведет в конце концов к удовольствию.
Разница между полезным и вредным действием определяется тем, что получит в результате субъект действия — счастье или страдание. Уравнение очень простое. Добрые поступки ведут к положительным кармическим тенденциям, которые проявляются как счастье и приносят физический или эмоциональный комфорт. Недобродетельные действия задают негативные кармические тенденции, которые всплывают как переживание боли и страдания, физического или психического. Может потребоваться целая жизнь или несколько жизней, чтобы какая-то конкретная тенденция действительно проявилась, однако этот процесс неотвратим.
Вот пример, иллюстрирующий, как преобладающая кармическая сила, или тенденция, проявляется в конкретной форме. Допустим, человек легко делится своими богатством, деньгами, имуществом и не особенно привязан к роскоши. Без сомнения, этот человек считался бы щедрым, но в данном случае его щедрость не особенно альтруистическая, в ней нет духовного качества. Щедрое даяние само по себе является очень позитивным действием. Но у него есть и относительный аспект — кармические плоды, которые оно приносит, со временем исчерпываются. Это не означает, что оно не полезно, по крайней мере, с точки зрения временного блага: ведь закон кармы вознаграждает тенденцию к щедрости рождением в мирах богов, где существа наслаждаются богатством намного больше, чем обитатели мира людей.
Перерождение богом — невероятно приятное и комфортное состояние, его обретает тот, кто в прошлом делился своим богатством. Поскольку любой обусловленный кармический результат непостоянен, появившаяся в результате тенденция постепенно иссякает, и существо направляется к новому перерождению — на этот раз в более низкой сфере существования. Возможно, гипотетический бог из нашего примера мог бы переродиться в человеческом мире, где все еще переживал бы богатство в форме материального благополучия. Но и это состояние постепенно себя исчерпает, и со временем в общей картине опыта начнут преобладать другие кармические тенденции. Наконец, в этой или одной из последующих жизней заслуга, накопленная от изначального проявления щедрости, исчерпается полностью, и ситуация изменится: весь опыт этого существа будет теперь отражать созревание других скрытых тенденций, которые и начнут проявляться." |
Sacurafric |
А сейчас рассмотрим прямо противоположное отношение к имуществу: возьмем для примера человека, который очень привязан к своему богатству и славится алчностью и скупостью. Давайте предположим, что эта гипотетическая личность дошла до того, что обирает других грабежом и обманом и держится за неправедно обретенное богатство. Такие действия задают кармические тенденции, которые приведут к переживанию лишений и нищеты, а в худшем случае — к перерождению в состоянии, которое носит название мира голодных духов. Его обитатели испытывают сильнейший голод и неутолимую жажду; эти переживания являются главными источниками страдания в этом мире. Однажды негативная карма начнет истощаться, и, возможно, ум перейдет в другое, более благоприятное состояние — например, человеческое, — но даже тогда этот человек будет жить в нищете и лишениях. У него будет постоянное ощущение бедности, нехватки чего-то, что мучительно необходимо. Постепенно и эта модель себя исчерпает, и, в зависимости от созревших на тот момент условий, возобладает какая-нибудь другая положительная или отрицательная тенденция, которая изменит характер переживаний этого существа. Однако все может быть иначе. При правильной мотивации любой добрый поступок постепенно придает уму такое направление, от которого он уже не отклонится. Представим себе человека, чья щедрость не просто демонстрирует его непривязанность к богатству, но наделена духовной составляющей. Скажем, у него действительно сочувственная, альтруистическая мотивация — тогда его щедрость приобретает уже духовное качество. Плоды, которые она принесет, неисчерпаемы, поскольку правильная мотивация придает каждому действию много дополнительной стабильности и эффективности. Сострадательный настрой не только способствует более высокому рождению, но и ведет к дальнейшему развитию благородных качеств и, со временем, к достижению Просветления! Итак, если намерения человека чисты, то они отражаются и на кармическом уровне — в действиях его тела, речи и ума. Потому карма уже не бесконечна, она не возобновляет себя, но очищается благодаря сочувственной мотивации и высшему самадхи, растворяясь в своей сущности — чистой алайе. |
Sacurafric |
А вот комментарии Его Святейшества Богдо-гэгэн Джебцун Дамба на частные вопросы, касающиеся кармы и перевоплощения: Позвольте привести пример из жизни тувинской семьи. Умирает старый и больной человек. На обряды поминок, которые устраивают на 7-е и 49-е сутки, приглашают шамана. Он устраивает «встречу-разговор» с сунезин умершего, чтобы справиться, как он добрался до Эрлика - страны мертвых, узнать его последние пожелания. Во время такого «общения» сунезин сообщает шаману, где и когда он переродится, какого пола он будет, по каким особым признакам на теле можно будет отличить его от других и т.д. Через указанное время все происходит именно так, как было предсказано. Можно ли в данном случае говорить об осознанном перерождении? И может ли подобную информацию получить от сунезин буддийский монах?
— В Тибете, как Вы знаете, традиционно распространены бон и буддизм. Подобные случаи часто встречаются в бонской традиции. Там тоже есть специальные люди, которые вступают в контакт с сунезин (тиб. лханг кедрэ) умершего, получают от него информацию, просьбу и пожелания. Например, он может передать родственникам покойного, что его сунезин просит совершить тот или иной ритуал и т.д. Иногда он сообщает, где собирается переродиться, и по каким признакам можно будет его найти. Бывает, что сунезин рассказывает, где какие мои вещи оставил, где что спрятал. И когда проверяют, оказывается, что все сходится до мелочей.
В буддизме «общение» с сунезин не практикуется. Буддийский монах не вступает в контакт с умершим, пи совершает определенные обряды, чтобы помочь ему и бардо (промежуточном состоянии между смертью и новым рождением), очиститься от отрицательной нармы. Тем не менее, буддисты признают, что после смерти рядом с телом находится дух-сопроводитель. Это существо из тонкого мира, не имеющее формы, очень привязанное к умершему (у каждого человека есть такой дух). Оно не имеет никакого отношения к умершему, однако последователи бона именно его принимают сунезин покойного. Они считают, что информация, полученная отдуха-сопроводителя, есть информация от покойного. Но на самом деле это не так.
Буддисты считают, что 49 дней - это максимальный срок, после которого человек, что бы с ним ни происходило в бардо, какие бы он там состояния ни испытывал, заново перерождается. В течение этого времени дух-сопроводитель постоянно находится среди родственников умершего, он поддерживает свое присутствие тем, что вступает в контакт с шаманом и передает ему информацию, просьбы и пожелания якобы от лица умершего. После 49 дней дух-сопроводитель исчезает, от него ничего не остается. Он обычно выполняет отнюдь не благую функцию: беспокоит родственников умершего, заставляет их страдать, суетиться, выполнять какие-то обряды и ритуалы. Однако из этого не следует, что шаманы, вступающие в контакт с духами-сопроводителями, все делают неправильно, а буддийские монахи, которые этого не делают, поступают правильно. Каждый следует своему пути, поэтому противопоставлять их не следует.
Что касается вопроса, является ли этот случай примером осознанного перерождения, скажу сразу: нет. Способностью осознанно перерождаться обладают высокие тулку, а в вашем случае речь шла о самом обычном человеке. |
Sacurafric |
Другой пример, записанный мною во время полевых исследований в Туве. Умер пожилой человек. Шаман, который устраивал «встречу-разговор» с его сунезин, передал от его имени следующие слова: «Я должен был умереть в 76 лет, но ушел, на пять лет раньше. Это случилось по недоразумению». Можно ли уйти, не исчерпав кармический срок жизни? Если да, то как это отражается на следующем воплощении?
— Да, такое случается. Если, например, человеку по его карме отведено 80 лет, а он умирает в 70, то считается, что он получил огромные препятствия на пути к долгой жизни, в результате чего ушел на 10 лет раньше. Если он родится заново человеком, то проживет те 10 лет, которые называются хама - остаток прошлого рождения. Когда в Тибете умирают маленькие дети, обычно все понимают, что это неисчерпанная карма, идущая из прошлой жизни. Это очень обыденное явление в жизни тибетцев. В таких случаях обращаются к астрологу, он делает расчеты и устанавливает причину преждевременной смерти. Если человеку отведено 85 лет, - он столько и проживет. Дольше прожить невозможно, карма жизни иссякает в любом случае.
— Можно ли, используя определенные духовные практики, отодвинуть срок смерти?
—Да, это возможно. Существуют определенные практики по продлению жизни, выполняя которые можно отодвинуть этот срок на 10-20 лет. Так, человек, который должен был прожить 70 лет, может прожить гораздо дольше, регулярно выполняя такие практики. Истинному буддисту легче прийти к пониманию подобных вещей. Буддисту также легче умирать: если при жизни он был Практиком, то может переродиться в течение семи дней после смерти, не дожидаясь 49. Для родственников его смерть не становится чем-то тяжелым, обременительным. Он уходит легко и быстро перерождается. |
Sacurafric |
В Тибете бывают случаи, когда женщины во сне переживают сексуальный опыт, к ним приходят некие существа из мира сансарических божеств и духов, вступают в контакт, в результате чего у них рождаются дети. Это обычно происходит с незамужними женщинами. Что касается мужчин, у них тоже во сне могут быть опыты сексуального характера. Если, проснувшись, мужчина обнаруживает, что произошел выброс семени, это означает, что у него возникли препятствия на пути к здоровью и долгой жизни. Через семя у мужчин выходит энергия, жизненная сила.
Духи-хозяева местности или другие существа из тонкого мира имеют свойство вторгаться в нашу жизнь. Они могут либо помогать нам, либо чинить препятствия. Склонить человека к сексуальному контакту - в их силах. Для того, чтобы быть с духами в гармоничных отношениях, именно им посвящается самая первая торма в буддийских ритуалах. Вы уверены, что российские академические круги поймут нашу с вами беседу?" )))) |
Sacurafric |
Так же мне попался интересный ресурс Астрология циклов,
В статье Безусловно, мы все взаимосвязаны, влияем друг на друга каждым вдохом, но вот, что бы личный опыт одного человека, стал твоим опытом,багажом, тобой - нужно так или иначе пережить его, придти к тому состоянию сознания, в котором пребывает тот, кто им обладает. |
Sacurafric |
И еще немного частных примеров от Его Святейшества Богдо Гогена: "С точки зрения буддизма аборт считается отнятием жизни, поэтому рассматривается как отрицательное действие. В Америке и на Западе существует концепция планирования семьи, в рамках которой аборты допускаются. Мы же, буддисты, считаем, если ребенку суждено родиться, он должен родиться. Сколько ему по накопленным заслугам в предыдущих жизнях суждено иметь в этой жизни, столько он и будет иметь. Ни больше, ни меньше. Вот в этом наше коренное расхождение с Западом.
Что касается абортированного существа… Во время аборта из чрева женщины удаляют зародыш. Зародыш в данном случае выступает как оболочка, оболочка, внутри которой уже присутствует сознание - сем. Когда зародыш удаляют, сознание вместе с ним покидает чрево женщины.
Абортированное существо не всегда может родиться у другой женщины. Это может произойти только в том случае, если карма второй женщины (не той, что сделала аборт) созрела для того, чтобы родить ребенка. Если этот фактор отсутствует, абортированное существо не имеет шанса оказаться в утробе другой женщины.
Мы, буддисты, за основу всех явлений берем закон кармы, т.е. причинно-следственную связь. Чтобы произошло какое-то событие в нашей жизни, неважно большое или маленькое, необходимы много-много разных обстоятельств, которые в совокупности создают причину для того, чтобы событие произошло. Если не будет хватать хотя бы одного обстоятельства, уже ничего не произойдет. Чтобы было понятно, приведу пример из своих прошлых жизней.
В одной из своих предыдущих жизней я был Таранатхой, тибетским ученым. До того, как родиться им я прожил жизнь в облике ламы, которого звали Кунга Пунцок. Когда срок моей жизни истек, я оказался в бардо и увидел там свою будущую мать, у которой должен был родиться. Ей было всего девять лет. Она не могла родить меня в таком возрасте. Тогда я родился сыном у царя, который правил в Гайя, что недалеко от Бодх-Гайя.
Когда моей будущей маме исполнилось четырнадцать лет, она пришла ко мне и сказала: я созрела для того, чтобы принять тебя. Она была необычной женщиной, таких в Тибете называют дакинями. Я прожил совсем недолго в облике сына царя Гайи (умер в детском возрасте) и переродился у женщины, у которой должен был переродиться. Так я родился Таранатхой. Вот вам пример того, как действует карма. Это общеизвестный факт из линии моих перерождений." |
Зимнее солнцестояние 21.12.24. Ингрессия Солнца в знак Козерога
Прогноз на 2025 год с картами колоды Ленорман для группы водных знаков: Раков, Скорпионов и Рыб.
Психограмма недели с 16 по 22 декабря 2024 года: Один за всех и все за одного или тема солидарности
Действительно ли работает релокация?
Прогноз на декабрь 2024 года или как мы встретим новый год.