Форум на ОКУЛУС

Тема 11622, сообщений: 25

начало | 1 . 2 . 3 | конец
Автор Сообщение
Rusea
     7 ноября 2007 (18:10)

Думаю, тема давно назрела.

Хочу предложить вашему вниманию информацию об этом феномене с точки зрения психологии.

Оговорюсь сразу... Открывая эту тему я не преследовала цели кого-либо поучать. Это - всего лишь информация. Возможно, она кому-нибудь будет интересна или полезна.

Первоисточники: "Социальная психология" Андреева Г.М. и Журавлев А.Л.

"Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Различают два вида отношений : общественные и межличностные. Общественные отношения носят безличностный характер, поскольку в их основе лежат производственные (материальные) отношения – базис, а над ними надстраиваются социальные, политические и идеологические отношения (надстройка). Специфика общественных отношений состоит в том, что в них индивиды взаимодействуют как представители определенных социальных групп (классов, профессий, партий ит.д.). Такие отношения строятся на основе определенности положения, занимаемого индивидом в обществе. Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Таким образом, внутри общественных отношений складывается еще один вид отношений – межличностные. Межличностные отношения (термин Мясищева) это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Таким образом, практически во всех групповых действиях участники выступают в двух качествах: как носители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и т.д. Процесс взаимодействия индивидов или групп, который заключается в обмене информацией и восприятии людьми друг друга, а так же в установлении на этой основе взаимопонимания наз. Общением."

Rusea
     7 ноября 2007 (18:12)

"В структуре общения выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Выделяются также уровни общения (Б.Ф. Ломов):

А. Макроуровень – общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности.

Б. Мезоуровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое.

В. Микроуровень – простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения.

Функции общения многообразны. Выделяются информационно-коммуникативная (заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами), регуляционно-коммуникативная (заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.) и аффективно-коммуникативная функции (связана с регуляцией эмоциональной сферы человека).

При описании коммуникативной стороны общения, необходимо выявить специфику в самом процессе обмена информацией между двумя людьми:

1.Субъект, передающий информацию – это коммуникатор, Субъект или группа, получающие информацию – реципиент. В коммуникативном процессе идет активный обмен информацией, и особую роль в этом процессе играет значимость информации. Информация должна быть не только принята, но и понята и осмыслена.

2.При обмене информацией возникает психологическое воздействие коммуникатора на реципиента и наоборот. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3.Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. «все должны говорить на одном языке».

4.В процессе коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Социально-психологические барьеры в коммуникации возникают тогда, когда партнеры по общению относятся к различным социальным, политическим или религиозным группам Такие барьеры могут возникнуть в результате индивидуальных психологических особенностей общающихся, или вследстивие определенных негативных отношений между ними(недоверие, антипатия, неприязнь и т.д.)."

Rusea
     7 ноября 2007 (18:16)

"Целью влияния коммуникации может быть либо изменение во внешнем поведении реципиента, либо изменение в его внутреннем мире. Но не всегда человек (R) желает этих изменений, следовательно могут возникнуть барьеры в общении. Коммуникативный барьер – психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер. Выделяются следующие виды барьеров:

1. барьер смысловой – взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл; барьер эмоциональный – интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения; барьер отношения – взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как представителям определенных социальных групп;

2. барьер речи – возникает вследствие допущенных речевых ошибок (неправильный выбор слов, ошибки в построении сообщения, дефекты речи, неверная оценка способности партнера понять передаваемую ему информацию, слабая аргументация и т.п.); 3.барьер когнитивный – возникает из-за разного уровня знаний (информированности) собеседников о предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта;

4.барьер понимания проблемы в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание;

5.стилистический барьер несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и пр.;

6. логический барьера непонимания, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиентом, либо кажется ему неверной, тривиальной и т.п., либо противоречит присущей ему манере доказательства.

Организационно-психологические барьеры возникают из-за неприятия формы общения и способов взаимодействия с партнером вследствие неадекватности данных элементов ценностным ориентациям субъекта общения. Социальные барьеры по причине обстоятельств, не зависящие прямо от субъектов общения. К физическим барьерам можно отнести барьеры физической среды, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам."

Rusea
     7 ноября 2007 (18:19)

"Взаимопонимание партнеров в процессе общения может выражаться как :

1. как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию;

2. как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения близости, привязанности, выражающееся в дружбе, симпатии и любви.

Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению так же как личность, поэтому в процессе общения происходит формирование представлений о себе через представление о другом.

К механизмам межличностной перцепции относят:

1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Рефлексия – это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Идентификация (или уподобление) себя другому – это умение поставить себя на место другого человека, рациональное осмысление проблем партнера по общению. С данным механизмом тесно связан механизм эмпатии. Он возникает тогда, когда у партнера по общению возникает стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого. Т.е. ситуация не столько продумывается, сколько прочувствуется.. В этом и состоит отличие механизма эмпатии от механизма идентификации. Аттракция (от лат. – привлекать, притягивать) – особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему. Эффект стереотипизации ведет к: а) упрощению процесса познания другого человека, не способствует точ¬ности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом; б) к возникновению предубеждения, когда суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным. Каузальная атрибуция – это процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует.

В достаточно типичных ошибках атрибуции Г.Келли выделил два класса:1. мотивационные ошибки, включающие в себя различного вида “защиты” [пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех – себе, неуспех – обстоятельствам)]; 2-й класс – фундаментальные ошибки, включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных.

Существует так же ряд эффектов, которые искажают истинное восприятие людьми друг друга: эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект “ореола” (“гало-эффект”), эффект новизны и первичности. Эффект проекции – свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.Эффект средней ошибки – стремление усреднить наиболее яркие особенности другого человека. Эффект логической ошибки состоит в ложности суждения о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности (например, любезности и добродушия, доброты и эмпатии).Эффект “ореола” – восприятие людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на него оказывает влияние первичная положительная или отрицательная информация, в результате чего он воспринимается положительно или отрицательно.

эффекты “первичности” и “новизны” – тенденция при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый). Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем."

Nаталья
     7 ноября 2007 (18:31)

я понимаю, что личное общение с Андреевой и её чтение вызывают разногласия

aqua72
Clinic happy
     8 ноября 2007 (09:24)

(Автоматический перевод с транслита!)

Русеа,а можно как-то ограничить для себя использование механизма каузальной атрибуции? Чувствую,мои все беды от этого


"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Rusea
     8 ноября 2007 (10:04)

Aqua,

думаю, можно... Просто, не объяснять мотивацию другого со своей точки зрения. Чего уж проще - спросить человека почему он так поступил..

Впрочем, все описанные выше феномены очень тесно переплетены и отделить один от другого (что бы контролировать) - сложно... Но не невозможно.

aqua72
Clinic happy
     8 ноября 2007 (10:06)

(Автоматический перевод с транслита!)

Спасибо,Русеа Может порекомендуете почитать что-нибудь на тему человеку без психологического образования?


"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Rusea
     8 ноября 2007 (10:12)

На какую тему? На тему "каузальной атрибуции"?

aqua72
Clinic happy
     8 ноября 2007 (10:19)

(Автоматический перевод с транслита!)

Да,на эту тему.Там собака зарыта,чувствую..


"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
начало | 1 . 2 . 3 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере