Раскол в русской православной церкви определился во второй трети XVII в., когда произошло отделение от церкви части верующих, не признающих церковные реформы патриарха Никона 1653–1656 г
После Октябрьской революции уход староверов из России продолжался. В 20 — начале 30-х годов часть их с Алтая переселилась в Синьцзян, а на Дальнем Востоке — с Амура в Маньчжурию, где староверы осели, главным образом, в районе Харбина, крестьянствовали, обзавелись скотом, занимались пчеловодством. Однако приход в 1945 г. Советской армии обернулся арестом и высылкой в сибирские лагеря "за незаконный переход границ" почти всех взрослых мужчин и раскулачиванием хозяйств семей, оставшихся в Маньчжурии без отцов. А после победы в 1949 г. в Китае коммунистов новые власти недвусмысленно дали понять староверам, что их дальнейшее проживание в стране нежелательно и предложили ее покинуть. В поисках нового убежища староверы на время осели в Гонконге, но в 1958 г. при помощи ООН часть их сумела выехать в США, а часть — в Аргентину, Парагвай, Чили и Бразилию, где в 200 милях от Сан-Паулу, в Куритибе, с помощью Всемирного совета церквей они получили 6 тыс. акров земли.
Помимо сельского хозяйства, староверы занимались здесь разведением животных для продажи, ловлей рыбы, охотой, работой где придется по найму. Но поняв постепенно, что хорошо бы как дополнение к фермерству иметь постоянную работу, они стали работать в лесах на посадке деревьев, а затем подсобниками на мебельных фабриках. Работали группами, что помогало преодолевать языковый барьер и знакомило с американской трудовой практикой. На фермах они стали использовать американскую агротехнику, а дома — швейные машинки "Зингер", микроволновые печи и т.д. В результате в сфере экономической и хозяйственной деятельности они адаптировались в США сравнительно быстро.
Как правило, человек становился членом общины староверов по праву рождения и крещения в ней, хотя известны отдельные случаи, когда русский иной религиозной приверженности проходил староверческое крещение и становился членом общины. Старовер должен был не только активно участвовать в религиозной службе, но и знать ее, чтобы действовать как священник в своей семье. Считая себя последними оставшимися на Земле приверженцами истинной веры, староверы настаивали на поддержании ритуальной чистоты и избегали вещей "поганых" — нечистых. Это подразумевало ограничение связей с аутсайдерами, потребление только строго определенных продуктов, соблюдение дополнительных запретов во время частых постов. В случае нарушения полагалось подвергать себя 40-дневному ритуальному очищению.
Орегонские староверы в первые годы всячески старались соблюдать свои традиционные религиозные и другие обычаи и праздники, не работая в эти дни, носили крестьянскую одежду ХУШ — Х1Х вв. — подпоясанную рубашку, сапоги, готовили "свою" пищу. В семьях по-прежнему господствовал "патриархат" и во всех общественных делах преобладал голос мужчин, особенно стариков, хотя дома, среди родичей влияние женщин было достаточно велико. Поддержание дисциплины в семье не исключало и физического наказания. Социальные проблемы обсуждались и решались "собором", по-прежнему остававшимся эффективным механизмом социального контроля, поддержания общественной дисциплины и предотвращения негативного поведения.
Старшие считали малейшие отклонения от традиций опасными и стремились их не допускать. А молодые все чаще ставили эти взгляды и требования под вопрос и стремились порвать с традицией, заявляя, что они вынуждены "жить в двух мирах". Уходя из дома, они не ленились по пути остановиться на автозаправочной станции, чтобы переодеться и отправиться на танцы или на вечеринку, а затем проделывали ту же процедуру, возвращаясь домой. Новым явлением в общине стал выход девушек замуж за лиц иной веры. Росло и количество разводов. Старики резко осуждали новые веяния. Однако родители, которые тоже оказались "в двух мирах", вынуждены были все чаще идти на компромиссы, хотя и отказывались признаваться в этом.
Увидев, что дети врастают в чужую жизнь, а "вера теряет крепость", группа староверов, чтобы спасти подраставшую молодежь от "разлагающего" ее влияния телевидения, от табака и наркотиков, и тем самым спасти будущее общины, решила по совету Толстовского фонда переселиться в леса Аляски. В 1967 г. на разведку туда для поиска подходящего места отправились четыре "ходока". За 14 тыс. долл. там, в девственных хвойных лесах Кенайского полуострова, у штата Аляска была куплена квадратная миля земли. В 1968 г, на ней появились палатки, была построена лесопилка, а затем возникли рубленые избы первых переселенцев — староверов из Орегона, потомков "харбинцев". За ними потянулись и другие семьи.
На Аляске, в лесной глухомани, к началу 70-х годов уже появилась деревня староверов, названная Николаевском. Посетивший ее в 1972 г. американский журналист Джим Риарден рассказал о ней и ее жителях, их облике, быте и надеждах в журнале "Нэйшнл джиогрэфик мэгэзин". Хотя прошло всего четыре года, как там обосновались первые переселенцы, население ее превышало 200 человек. К ней уже была прорублена дорога и проведено электричество. Во дворах рядом с добротными домами виднелись баньки и разные хозяйственные постройки. Правда, короткое аляскинское лето не способствовало занятию товарным земледелием или животноводством, но у всех почти хозяев были огороды, домашний скот и птица. Зато имевшийся у многих глав староверских семей опыт деревообработки и работы на мебельных фабриках в Орегоне позволил им наняться мастерами на имевшийся в округе заводик по производству небольших рыболовных судов. Вскоре, освоив эту профессию, они сумели основать собственное дело — "Русскую морскую компанию" и самостоятельное производство на продажу дизельных рыболовецких катеров из стеклопласта, оснащенных современной техникой. Некоторые из староверов стали выходить на них в океан на промысел лосося, палтуса, королевского краба, креветок и другой морской живности. Доходы переселенцев заметно возрастали и, по свидетельству автора статьи, они надеялись, что вскоре к ним присоединятся новые десятки семей из Орегона, ожидавших, чем же закончится эксперимент аляскинских "первопроходцев". Сами же Николаевцы были твердо уверены в своем успехе.
Описывая посещение семьи одного из четырех "ходаков" на Аляску — степенного Анисима Кулигина, состоявшей из его жены Соломен и семерых их детей, Риарден сообщает, что летом Кулигин работал на рыбоконсервном заводе в 45 милях от Николаевска; в построенном им доме было три спальных комнаты, большая гостиная и кухня, что в семье соблюдаются религиозные, пищевые и другие традиции.
В деревне все еще сложно обстояло дело с медицинской помощью, ибо старики считали проведение телефона в город слишком дорогим удовольствием. Женщины рожали дома с акушеркой. Но растили детей заботливо. Существовало два однокомнатных школьных дома, в одном из которых занимались дети дошкольного возраста и ученики 1-го и 2-го классов, а в другом — с 3 до 9 класса. Учителя в том и другом были американцы, обучение в первом велось на русском языке, а во втором, для старших учащихся, — на английском. Помощницами обоих учителей были молодые замужние староверки Татьяна Мартушева, 21 года, мать четверых детей, и Гликерия Кузьмина, 17 лет. Учитель старших классов Роберт Мур рассказал Риардену, что по просьбе родителей раздел биологии о воспроизводстве живых существ он, опуская род людской, объясняет на примере рыб и т.д.; а во время показа научного фильма о высадке астронавтов на Луне дети, ссылаясь на Библию, вообще ему не поверили.
Дж. Риарден приводит слова 83-летнего старовера Григория Мартушева: "Сорок лет я убегал. В Николаевске я остановился".
В 1988 г. в гостях у староверов Николаевска удалось дважды побывать российскому журналисту В. Пескову. К этому времени их общине исполнилось 20 лет. "Вот и деревня, — пишет он о своих впечатлениях. — Среди домов — почти игрушечная церковка с луковицей, прямоугольник школы, "тарелка" антенны у почты. Дома глядятся иначе, чем в старых русских деревнях, обиты тесом, покрашены — американская технология... У каждого дома автомобиль, а то и два... Мужчины встречные — бородаты; ребятишки — кто в подпоясанных расшитых рубашках, кто в кафтанах до пяток. На мотоцикле сидящего в таком кафтане видеть особенно непривычно".
За двадцать лет в Николаевске произошло немало перемен. Уже в 70-х годах здесь собралось 60 староверских семейств — 400 человек. Построенная там крытая верфь позволяла ежегодно производить по 13–15 "русских", как их стали называть, рыболовных катеров, пригодных для лова в океане. Оснастка, отделка рубки, камбуза, каюты для сна, холодильника для рыбы — высшей категории, мотор 600 л.с., современная навигационная техника, четыре радиостранции: для связи с портом, спасательной станцией и домом. И хотя продавался каждый катер за 150 тыс. долл., уже более сотни их бороздили океанские волны и немало этих катеров купили николаевцы, ибо самым выгодным бизнесом оказался здесь рыболовный промысел. рост доходов скоро сказался на образе жизни местных староверов. Лошадей, коров и даже кур большинство семей уже не держали, огороды забросили, а поскольку в каждом доме имелись один-два автомобиля и каждая хозяйка научилась водить их, она предпочитает съездить в прибрежный городок Хомер и купить в магазинах все, что надо для стола и хозяйства. Но вся жизнь в обществе по-прежнему держалась на прилежном труде мужчин, женщин и молодежи.
"С житьем-бытьем николаевцев, — пишет В. Песков, — я познакомился в доме Кулигиных". Тех самых, у кого за 16-17 лет до того побывал Риарден. За это время Анисиму и Соломее Кулигиным, поженившимися еще в Бразилии, перевалило за пятьдесят, а их семья выросла с 9 до 14 человек. Старшему из их детей было более 21, а младшему — 11 лет. Для этого уроженца Аляски, говорившего на английском маленького старовера, названия амурской Каменки или харбинской Романовки, где жили его; деды, ни о чем не говорило. Анисим и ранее неплохо зарабатывал плотницким, ремеслом, но после того, как сумел обзавестись своим рыболовным катером, за один удачный лов расплатился с долгами. Доходы Кулигиных стали быстро возрастать. Семья обзавелась четырьмя автомобилями, трактором, мопедами и велосипедами. Но многое в доме оставалось по старинке — кладовки с соленьями и вареньями, русская печь, сундуки, иконы в красном углу, банька, отсутствие телевизора. Но еда в семье была уже почти целиком не домашняя. Правда, хлеб пекли сами, а остальное в основном привозили из городских магазинов.
Сохраняется и русский язык. "Он, конечно, не допетровских времен, — свидетельствует В.Песков, — однако не обескровлен нивелировкой теле— и радиоящиков. Слышишь много забытых нами слов в сочетании с неизбежными вкраплениями из английского". И в качестве примера приводит разговор матери 11 детей, местной попадьи, из ее автомобиля по радиотелефону с дочерью: "Ну, как вы там, небось, ишо глаза не продрали... Куды, куды? По ягоды... Ну, о'кей". Молодежь же на английском и читает, и говорит. В 1983 г. в Николаевске была открыта государственная школа с просторными, прекрасно оборудованными классами, лабораториями, гимнастическим залом, телевизором и компьютерами. Преподавание на английском вели учителя-американцы, а уроки русского языка — учительница, выросшая в Николаевске.
Старики, почувствовав в новой школе опасность "для веры", потребовали было запретить "ящики с дьяволом", но, в конечном счете, пошли на компромисс -исключение из программы курса полового просвещения учащихся и поощрение в семьях ранних браков в расчете на то, что заботы о доме и детях остепенят молодых. Однако жаркие споры и протесты против "послаблений в вере отцов" и призывы "снова уйти дальше от соблазнов" побудили нескольких членов общины во главе с Кондратием Фефеловым выехать в Румынию к староверческому патриарху, который рукоположил Фефелова в священники и велел возвести в Николаевске церковь, что вскоре и было сделано. Это вызвало взрыв негодования оппозиции и раскол общины. В результате треть семей выселилась из нее, образовав в округе две новые деревеньки — Вознесенку и Малиновку.
Непростой оказалась в Николаевске и брачная проблема, ибо близкородственные браки ведут к вырождению. Поэтому николаевцам пришлось начать поиски женихов и невест для своей молодежи по переписке и засылать сватов к староверам Орегона и Нью-Джерси, Бразилии, Аргентины, Парагвая и даже Австралии, куда вышла замуж старшая дочь Кулигиных. А одна из молодых николаевок вышла замуж за влюбившегося в нее и принявшего староверческое крещение американца Стэна Уайта.
Староверы бежали сначала от преследований, а затем от мирских соблазнов из Заволжья в Сибирь, на Алтай, оттуда на Амур, в Маньчжурию и Синьцзян, оттуда -в Южную Америку, затем — в Нью-Джерси и в Орегон, оттуда — на Аляску, где вскоре обрели те же соблазны, от которых убегали. Жизнь, таким образом, снова еще раз подтвердила, что на исходе XX в. глухая самоизоляция едва ли возможна.
Джин! Для интереса, сходите на Преображенское кладбище в Москве. Там гранитные склепы старообрядцев, надробия не потерявшие блеск, целые участки богатых купцов-старообрядцев. Интересно, что за ними следят до сих пор, потомки? На них интересные надписи. Такой то такой то, родился тогда то, умер тогда то.
Miluchchi, я имею в виду, вообще людей живущих далеко от центров, именно этих староверов!
А будущее предопределено? Да! А его можно изменить? Да!
http://astrojin.ru/moskva.html
Мэриголд
2 января 2009 (01:04)
У меня по двум линиям староверы, оба деда - по отцовской линии и по материнской были крещены в старой вере. Папины корни - из деревни, где издавна жили староверы (беспоповщина). Не совсем секта, но свой, особый мир. Сама я крещена по новому обряду, но староверов уважаю и чувствую в себе их кровь. Не знаю, как это объяснить.
Мериголд! Это наверно необъяснимо, да? Как любой зов крови.Можно сколько угодно шутить над этим, но это есть.
Джин! Над тобой сейчас видимо нависла карта большой арканы "Отшельник" - не зря ты такие темы поднимаешь. Но староверы здесь, как пример, не подойдут, сильно ассимилировались в современном виде, сам видишь из приведенных статей. Была одна семья в тайге, всем известная история, забыла их фамилию, но если хочешь найду про них. Пока к ним не нагрянули журналисты - жили и жили, как только люди из "большого мира" вмешались, сразу все и повымерли. Тут наверно, надо брать уединенцев не по религиозному признаку.
Вот! Был такой знаменитый миллионер Стерлигов.
Сейчас живет в лесу с семьей. Ну его кавказкая овчарка Алиса не сходила с экранов, реклама его фирмы. Кажется МММ! Поинтересуйся! Там и данные, наверно можно узнать, вот это интересно!
Или певица знаменитая, которая тоже прячется где то в Сибири. Пела песню - Мальчик мой, мой малыш!
В этот час ты не спишь.
быть может помнишь обо мне
Ну из всех приемников-телевизоров неслось! Копай там.
Мэриголд
2 января 2009 (01:37)
Miluchchi , да. Папа рассказывал. В той деревне никто не пил и не курил. Мальчиков из той деревни охотно брали в ученики, потому что из них впоследствии вырастали толковые мастера. Старообрядцам верили на слово, знали, что не подведут, они даже в мелочах всё исполняли: лишней копейки не возьмут, пообещали - сделают.
Разумеется, я далека от того, чтобы их идеализировать. Детей они очень строго воспитывают, что мне претит. Но все равно я их за что-то уважаю. Боярыню Морозову с ее двуперстием, неотрекшуюся. Я знаю, что максимализм неразумен и несовременен, знаю.
Случилось быть на Рогожском кладбище на могиле деда, когда старообрядцы хоронили своего священника. Так вот, прошибло меня тогда до глубины души. А перед ликом Спасителя в старообрядческом храме в Рогожской слободе мне страшно.
Джин! А то, что я тебе написала - это в продолжение моей предыдущей темы про Меркурий в Водолее.
Наш Мерк в Близнецах собирает нужную информацию легко, мгновенно вспоминает случаи и факты. А ваш водолейский ее обрабатывает и делает выводы.
Так что, сэр, валяйте, обрабатывайте!
Мэриголд
2 января 2009 (01:53)
Miluchchi , искренне-то - да, но осознаю собственную двойственность.
Внутренне я очень строгая. Возможно, чрезмерно. Ну, все-таки две ветви старообрядцев (материнская тоже). Но я очень рано поняла, что с моей строгостью мне в современном мире делать нечего. И на людях стала практиковать этакое шаляй-валяйство - абсолютный либерализм, т.е. свою полную противоположность. Да и дух свободы всегда был. Вот во мне и развились оба качества - "легкость" и "тяжесть". Очень непросто - чувствовать одно, а жить по-другому. Где-то там, в глубине души, у меня скит и платок до бровей. А в социуме я вынуждена танцевать канкан, и вроде бы делаю это не так уж плохо. Вот только чувствуют ли окружающие этот скит? Я ведь никогда никому его не показываю. Не хотела бы, чтобы кто-нибудь о нем знал - кроме самого близкого человека. И, чем выше я "поднимаю ножки" в "канкане", тем дороже мне мой внутренний "скит", тем я ближе к нему, хотя сам скит проклял бы меня за канкан - он просто до времени молчит.
Изменить сообщение можно только в течение часа после его создания.
Каждый участник дискуссии может поставить в теме сигнальный флажок, если по его мнению, в теме имеет место конфликт (ссора, оскорбления участников) или флуд.