Наверное, тема эта будет иметь продолжение. Потому, как существуют разные традиции празднования Ивана Купала и календарной даты, к которой праздник имеет отношение. Я жду от Саши продолжения.)))
Для Лены по поводу - как и что лучше делать. У меня есть роман Олеся Бердника
"Вогнесмiх", где тема эта красиво развернута. Тут, конечно, в оригинале нужно читать - звучание совершенно особое, само по себе в транс вводит. Попробую перевести.
"...не мучься вопросами, дочка. Цветок-Царица живет в каждом самом маленьком растеньице, как и каждая клетка нашего тела содержит информацию о человеке в целом. Поняла? Царица сохраняет в себе мудрость миллионов лет. Вспомни, что растения живут вечно. Какое же у них должно быть сознание! Следующий шаг - дотронуться до Цветка - Царицы. Смотри - не глядя... Слушай- не слушая...
Колдовской свет луны ткал зыбкое кружево, над болотом поплыл нежный, едва уловимый туман. Под широкими листьями папоротника блуждали тени, светились разноцветные огоньки - искорки росы или, может светлячки?
Из темноты среди травы проклюнулся голубой росток, запульсировал, засиял, раздвоился, растроился, взвился вверх. В полной тишине раскрыл семь лепестков, а между ними – сияние золотистых и серебристых тычинок.
- Если хочешь стать огненной – дотронься до Цветка – Царицы. Он передаст тебе свою силу… И тогда ты вечно будешь идти к нему… сквозь кольцо огня… и каждый – кто с тобой – тоже пройдет этот путь…
- Ты поможешь пройти мне этот путь?
- Ты идешь”.
Лена, тут, наверное, и в самом деле нужна медитация. И лучше где-нибудь среди природы. Не обязательно ночью. Дни сейчас удивительные стоят – тепло, тихо. Если по календарю брать, то Купальница завтра. Я ведь дату Солнцеворота дала, как особого положения Солнца. А традиции праздника и отнесение его к конкретной дате - это вопрос открытый.
Удачи,
Ирина
www.facebook.com/oculus.z
Майя Наташа
22 июня 2004 (16:59)
Всем доброго дня.
Ира, удивительно - я про роман, и про открытую тему. Вчера сидела в траве у реки на массиве, слушала лягушек, смотрела закат, и... какой-то необычный вечер...
Ира, не могли бы вы дать ссылку в интернете на роман Олеся Бердника? Я не нашла. Очень, очень хочется для души. А она к чему-то готова.
Спасибо вам большое
Хороших вечеров всем, успокоения, умиротворения, отдыха, и гармонии.
Бердника вряд ли в Сети найти удастся. Книги его очень малым тиражем издавались; эта всего 115000 экз., в 1988 году. Просто у меня с давних пор к Берднику особая симпатия - фантастика с элементами феерии. Может, где-то в букинистических отделах встретить можно.
Ирина
www.facebook.com/oculus.z
Майя Наташа
22 июня 2004 (18:08)
Ира, как здорово - по росе вечерней босиком! Я тоже вчера босиком.
Жаль, очень жаль, что не найти книг Бердника. Буду пытаться на Петровке - там и старые книги продают "с покрывал" - прямо на земле лежат, вдруг повезет - и найду.
Пока что только статью эту нашла.
ОЛЕСЬ БЕРДНИК: "ЧЕЛОВЕКУ СУЖДЕНО БЕССМЕРТИЕ"
Есть люди загадочные, и даже непостижимые. Порой действительно кажется, что они пришли из других миров, поскольку и мыслят какими-то иными категориями, и проповедуют что-то вроде и знакомое, но в то же время забытое, затерянное, изгнанное из наших душ, как говорится, всерьез и надолго. Сегодня, пожалуй, нелегко найти человека, который в той или иной степени не испытывал бы чувство неуверенности и даже подавленности от стремительного разрушения стереотипов и догм, вдалбливаемых нам десятилетиями. И на этом фоне одухотворенные, крылатые, свободно, радостно и уверенно смотрящие на мир люди - и впрямь уникумы. Они, несмотря на тяжкие испытания, смогли избежать всеобщего догматического плена и вслед за Григорием Сковородой справедливо могут утверждать: "Мир меня ловил, да не поймал". Известный украинский писатель-фантаст Олесь Бердник - из этой когорты. Первое знакомство с писателем на страницах "КЗ" вызвало поток читательских звонков и писем. Сегодня - новая встреча.
- Олесь Павлович! Среди писем, полученных редакцией после вашего выступления, - большинство восторженных. "Мы обрели веру в жизнь... у нас появилось будущее..." - пишут читатели. А верите ли вы в то, что человека можно спасти словом, и остались ли у нас такие слова?
- Безусловно. Слово всегда спасало людей. Наше время - не исключение. Но нужны для решающего изменения сознания не затертые слова, а - огненные. Их надо отыскать не в словарях, а в глубине сердца. Почему Новый Завет, Бхагават-Гита, диалоги Платона, народные сказки, мифы, строки Пушкина, Тараса, Уитмена проходят сквозь годы и века, не старея? Потому что они созданы Великими Сердцами, Великими Логосами.
Слово - Логос. Древние отождествили Слово и Христа. Вспомните Евангелие от Иоанна. Вспомните мистерию Слова - Логоса.
Слово - Бог.
Слово - Свет.
Слово - Жизнь людей. Слово просвещает всякого человека, приходящего в мир. Слово всему причина и начало, и это надо понимать без всяких символов, ведь неповторимая Вселенная каждой души формируется Словом.
Слово рождается в "животных яслях" несознательного еще Младенца. Слово - от Духа. Земная Матерь, отец, пастухи, плотники, простые люди берегут его, пестуют, любят, - народ взращивает Слово. А затем уже Слову приходят поклониться волхвы и цари.
Слово преследуют владыки-ироды и жрецы псевдорелигий.
Слово прогоняет из Храма Духа торгашей и ростовщиков.
Слово превращает воду повседневности в вино Праздника.
Слово осознает свое предназначение, свою Миссию и получает благословение Духа.
Слово находит себе учеников. Проповедует царство Единства и Единосущности.
Слово презирают, продают, предают, распинают.
Слово воскресает и овладевает могуществом Духа, чтобы построить Новый Мир - над рычанием мрака и хаоса.
Мы живем именно в Эпоху Воскресения Слова. Оно восстает из гроба тления и смерти, чтобы призвать своих последователей к небывалому пути. Разве не слышно Веления Слова в громе национальных потрясений? Разве не требует каждая неповторимая, уникальная народная ветвь Общемирового Логоса своего полноправного участия в творении космической ступени Бытия?
Вы спрашиваете - остались ли у нас спасительные слова?
Они всегда с нами. Но мы боимся Великих Слов. Они нам кажутся смешными, неестественными. Мы их ненавидим, как ненавидят рабы свободных людей. Кто возжаждет обновляющей грозы, тот услышит Веление Громыхающего Слова. Оно уже звучит...
- А скажите, не удивляет ли вас то, что живо откликнулась на публикацию не только молодежь, которая, как известно, всегда с интересом относится к вопросам предназначения человека на земле и постижения смысла жизни, но и люди среднего и старшего возраста?
- Что ж тут удивительного? Душа не имеет возраста. Она живет в вечности. Пыль земного пути может затмить перспективу, приспать, исказить систему ценностей, но рано или поздно душа пробуждается от иллюзорных ориентиров земных обманов и вспоминает свое нетленное предназначение.
Наша эпоха - время выбора. Или ключ Небесных Журавлей - или ползание в тысячелетних лабиринтах прагматизма. Но какой бы путь мы ни избрали, человеку суждено бессмертие. Лучше к нему устремиться немедленно, чем проходить томительные миллионолетия повторных классов Эволюции.
Я приветствую Сужденных Птиц любого возраста. В Небе Свободы все мы - молоды и прекрасны!
- Олесь Павлович, в своем выступлении вы предложили впечатляющую программу преобразования Земли и Человека. Но ведь не секрет, что истинно великое совершается не благими намерениями и не кавалеристскими наскоками, а тысячами малых дел, множеством коротких шажков по пути к цели. К тому же, как говорится, множество путей ведут от цели, и лишь один ведет к ней. Каким вы видите этот путь?
- Истинно великое? А что это такое? Звезда? Мотылек? Или улыбка Джоконды? Или объятия возлюбленной? Или Бог? Или Тайна, о которой никто никогда не сможет сказать? Мне думается, что можно медленно, постепенно, "мелкими шажками", как вы говорите, строить империю, пирамиду, храм, тюрьму, можно восхищаться этими "построениями", восхвалять их, но... Проходят годы, века... И только пыль над империями, только прах вместо славы и величия, только хохот гиен и ночных птиц над развалинами ужасающих царств.
Вы говорите, что многие пути ведут от цели, и лишь один - к ней? Почему? Даже если цель - вершина горы, и то можно подниматься к ней по разным склонам. А если это далекая звезда? К ней можно устремиться по миллиону векторов, из тысяч и тысяч измерений. А если это - свобода народа? К ней следует идти, лететь миллиардами путей: через Слово, через восстание Духа, через завоевание суверенитета, через воспитание нравственности, через познание Высшего, через великую литературу и искусство, через мудрую традицию и науку, через любовь к женщине, Матери, детям, природе...
Преобразование Человека и Земли мне видится многомерным огненным процессом самоочищения Планеты от коры спячки и невежества. Кстати, невежественными могут быть и науки, и религия и, наконец, искусство или литература. Мы еще делаем первые шаги в Космической Аудитории. Мы лишь нащупываем ступени во тьме. А нащупав какую-то твердь, восторженно вопим: "Эврика!" и возражаем против наличия иной ступени, которую нащупал некто другой. Мы присвоили право интерпретировать Заветы Великих Учителей, Будды и Христа, забывая, что они предложили для современников только искрящуюся каплю из Информационной Реки Великого Разума Вселенной.
Поэтому главнее - на мой взгляд - событие, которое грядет и преобразит Планету, - это создание Духовных Республик Мира, принятие Общего Критерия Бытия и вхождение в Кольцо Миров, в Галактическую Ноосферу.
- А препятствия? Ведь им, пожалуй, несть числа? Как человеку преодолеть их и внутри себя, и в жизни?
- Препятствия - это наждачный камень, на котором оттачивается лезвие разума и любви.
Опять же - все зависит от цели. Если вы жаждете купить машину и всю жизнь будете сражаться с "препятствиями" (очередь, деньги, сварливая теща, неудачный брак, малые заработки и прочее), то, ясное дело, мыслить о каких-то "высоких материях" незачем.
Я говорю только о тех людях, которые принимают легко и радостно критерий и путь вечной жизни. Для таких небесных птиц мистерия земного бытия предстает в ином измерении. Разумеется, боль есть боль, нищете есть нищета, одиночество есть одиночество, но, ощутивший дыхание беспредельного пути в тайне сердца своего, сохранит светлую радость среди кипения абсурдной жизни, он проявит соизмеримость между зовом тленных магнитов и Песней Вечности.
- А как вы сами пришли к пониманию необходимости того, что проповедуете?
- Такое понимание вызревало десятилетиями. Дело в том, что я искренне, всем сердцем воспринял идеи и идеалы социализма и коммунизма - еще в детском возрасте. И тогда же а мою душу врывались диссонирующие звуки окружающей действительности.
Страшный тридцать третий год. Вымирающие села. Трупы людей, которые часто не было кому похоронить. А над всем этим - портреты "мудро" улыбающегося вождя, вглядывающегося в счастливое будущее человечества.
Помню жизнь в так называемой "коммуне". На поле - строем под красным флагом. В столовую - тоже. Воровство и оргии администрации - уже тогда.
Помню атеистические акции. В церкви - пасхальная служба, священник и кучка дрожащих старух поют: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и сущим во гробах жизнь даровал!". А сборище безбожников, переодевшись в косматые кожухи, надев бесовские хари и рога, кружится у храма, выкрикивая: "Долой, долой раввинов, монахов и попов!"
Разумеется, такие странные события откладывались в подсознании юного существа весьма противоречиво, требуя гармоничного разрешения. Ножницы между декларациями и действительностью увеличивались, "щелкали" все требовательнее. Потому после войны мой разум уже вовсю начал опасную работу самоформирования. Принимать правила обывательской игры (я ничего не вижу, не знаю, не слышу) - было не по мне.
Если кто-то утверждал гениальность И. В. Сталина, я ни на минуту не задумывался, чтобы возразить: этот человек не только не гениален, а и зауряден. В оценке колхозов, взаимоотношений людей, народов я исходил из мечты о гармоничном будущем, где все и все будут свободны и счастливы. А потому называл рабство - рабством, ложь - ложью, разбой - разбоем.
Конечно, расплата была скорая и беспощадная. После выступления на открытом партийном собрании в театре имени И. Франко, где я критиковал расправу над "космополитами", мною заинтересовалось Министерство госбезопасности, быстренько собрали "компромат" (сразу же нашлось около десяти "друзей", которые обвинили меня в антисоветской агитации и пропаганде) и "впаяли" 10 лет лагерей, пять - ссылки и три года - поражения в правах.
Печорлаг, затем Карлаг. Пересылки, встречи, разлуки, побег, затем - снова спецлагсуд. Полная катушка, особый лагерь - под замок. Каменный карьер. Сражения с воровской мафией, обирающей "мужиков" вкупе с циничными чекистами. А вместе с тем - апокалиптические беседы с заключенными о тайне миров, о будущем, о вечности жизни, о грядущем переустройстве мира...
Странные были годы! Доныне мне снятся камни темницы, зарешеченное окно, звезды в темном казахстанском небе и задумчивые лица моих стриженых отощавших собратьев.
Именно там я и пришел к непоколебимому пониманию того, что полагаться на "естественное" течение событий нельзя, преступно, что следует решительно менять сознание людей, что пройти к Новому Миру можно только правдой, одной лишь правдой. Знание о мире может быть горько и болезненно, но нельзя стремиться к цели, избирая лишь удобные фрагменты пути.
Путь должен быть пройден весь - без остатка. Если мы в бездне - преступно проповедовать о том, что мы в Эдеме! И еще - главное: только вечная цель достойна того, чтобы за нее отдавать жизнь, силы и умение. Тленные цели не стоят того.
- Вы затронули тему прошлого, и я припоминаю, как лет десять назад по ЦТ был показан какой-то странный, не то обличающий, не то "покаятельный" документальный фильм, главами героями которого были академик А. Д. Сахаров и вы. Так загадочно переплелись ваши пути. Что вы можете сказать об Андрее Дмитриевиче?
- В прошлом было много "странных" фильмов, книг и писаний. Многие нынешние герои дня не любят вспоминать то смутное время, пытаясь создать для себя "имидж" только некой условной точки отсчета. Не надо бояться прошлого. Надо бояться бегущего мгновения, когда обедневшая нива народная жаждет правды и новых жизненных зерен. Что мы сеем нынче в иссушенную почву?
Разоблачительный пафос - пустое громыхание. Это нужно, но ругательные баталии не дадут строительных материалов для будущего, а тем более - элитарных зерен для посева.
В этом плане Андрей Дмитриевич Сахаров выгодно отличался от многих "инакомыслящих": ученый зорко вглядывался в глубинные закономерности социальных течений, пытаясь коснуться главного. Удалось ли ему это? Кто скажет? Быть может, он был лишь в начале своего мистериального пути...
А. Д. Сахаров - личность шекспировских масштабов. В самом деле - можно ли представить более поразительные противоположения, нежели те, что прошли через его душу? Сначала вооружить таких страшных политиканов, как Сталин, Берия, Каганович, Молотов и прочая братия, демоническим средством тотального поражения, а затем - осознать всю пагубность ситуации, посвятив остальную жизнь борьбе за права человека, за спасение цивилизации!
Но главнейшее в А. Д. Сахарове осталось вне понимания широкой общественности. Ученый, мыслитель коснулся величайшей тайны Бытия, тайны вакуума, Великого Ничто. Он также перевернул первую страницу грядущей книги Знания о невечности Протона - фундамента видимого Мироздания. Вот где трагедия нашего времени: величайший ум должен заниматься проблемами правосубъективности и взаимоотношений между народами, вместо того, чтобы открывать для человечества таинственные континенты несказанного...
- Мне известно, что у вас не так давно состоялась продолжительная беседа тет-а-тет с новым лидером Компартии Украины В. А. Ивашко. В чем состояла ее суть и кто был инициатором? Ведь она по-своему знаменательна?
- Владимир Антонович Ивашко показался мне в своих выступлениях, некоторых интервью искренним человеком. Поэтому мне захотелось поделиться с ним мыслями об Украинской Духовной Республике, рождение которой провозгласили энтузиасты 16 декабря 1989 года.
Последователей и сторонников следует искать везде, независимо от места, звания и мировоззрения. Сверх всех земных титулов и регалий - принадлежность к Единой Семье Нации, а затем - к Семье Народов.
К счастью, я не ошибся в своем предположении. Владимир Антонович - открытый человек. С самого начала я предупредил, что буду говорить с ним не как проситель с начальником, а как брат с братом, ибо речь сейчас можно вести только о главнейшем - о тяжелейшем состоянии нашей Матери-Украины, о ее воскресении.
Он согласился с таким критерием. Поэтому двухчасовой разговор затрагивал все самые существенные стороны "грядущей "реанимации" духовной жизни народа. Школа, учебники, сфера культуры, контакты с общинами украинцев за пределами республики, строительство Храма Украины-Матери, создание журнала Украинской Духовной Республики, построение молодежных "экополисов" на территории брошенных сел и хуторов - вот только часть вопросов, которые мы обсуждали.
- И это все вы предполагаете "претворять в жизнь" в нынешней непростой общественно-политической ситуации? Какой видится вам она, и что вы ожидаете от ближайшего будущего?
- Ситуация отличная. В общественном котле кипит сложная социо-химическая реакция. В странных калейдоскопических сочетаниях встречаются самые удивительные компоненты: архаические прадедовские традиции, фольклорные элементы, стремящиеся выйти из забытья, змеиные переплетения масс-культуры, увлекающие новое поколение в пропасть бессмыслицы и абсурда, радикальные политические группы, жаждущие власти и могущества, но не обладающие стратегическим мышлением, не понимающие глубинных законов геодинамики, а тем более - космодинамики, консервативные инерционные пласты воспитанного сталинщиной плебса, перед которым должна заигрывать "элита", обещая то, что никогда не будет выполнено, устремляя туда, где, как всегда, в наличии только нарисованные буйным воображением "потемкинские деревни".
Куда же обратить это зловещее клокотание общественного котла? Как примирить взаимоисключающие тенденции? Ведь жить нам на одной Земле и плыть в одном направлении.
Надеюсь только не пробуждение широчайших кругов социума. Но для этого надо крепко поработать. Мобилизовать все трезвые, ответственные, честные силы, объединив их в Духовной Республике. Нам нужен могучий интеллектуально-вибрационный центр космического мышления, который бы чутко реагировал на сложнейшую ситуацию в мире, космосе, в ноосфере, вырабатывал бы тактику и стратегию эволюционного пути.
Поэтому я не "ожидаю" чего-то от будущего, а стремлюсь (вместе с друзьями) взрастить саженцы нового Сада, где могут созреть плоды будущего. Чтобы нечто получить, надо посеять причину его появления в грядущем.
Посеем сострадание - вырастим любовь. Посеем любовь - пожнем колосья красоты. Посеем красоту - увидим целостный мир гармонии и братства.
- А есть ли у вас единомышленники и последователи, или только почитатели?
- Вы же сами видите: почитателей много (как и читателей). А относительно единомышленников и последователей - кто может это подтвердить или опровергнуть? Думаю, что сам стремящийся не может знать, где он остановился. И какой магнит его призывает. Человек - бездна. Не будем предрешать масштабов и значимости цели каждого творящего духа. Порадуемся, если достойные сердца летят рядом с нами к таинственному океану.
По пути мы все сообща можем свершить очень много полезного и нужного для мира: свободные школы, правдивые книги и картины, справедливые законы, светлые Дома и храмы, навигационные карты Великого Знания для контакта с иными мирами.
В этом радость общего пути даже с временными путниками...
- Но, наверное, самыми близкими единомышленниками являются члены вашей семьи? Скажите несколько слов о них.
- У меня есть старшая дочь Мирослава - 30 лет, инженер-ботаник. Младшая дочь - 16 лет, ученица десятого класса. Звать ее - Громовица-Ромашка. Есть маленький сын Данко - четырех с половиной лет. Жена Валентина - художник-график, птица совместного полета.
Все идем вместе - над пропастями, по цветущему лугу, под кронами сказочных деревьев, под грозами и палящим небом, в голубом саду мечты, под градом проклятий и насмешек.
Пусть будет так! Не оставляем позади ни зависти, ни ненависти, ни мстительного чувства, ни лукавых вожделений, ни суетных желаний, ибо знаем крепко: впереди Изумрудный Храм, а возле Него - Удивительный Учитель, который поручился терпением. Когда встретимся - дальше пойдем вместе, к мирам Захватывающей Красоты.
- Олесь Павлович, эти тревоги, надежды и желания, о которых вы сегодня рассказали, вероятно, и являются истоками ваших популярных художественных произведений. А вот будучи литератором, вы считаете себя писателем "волею божьей"? Ваше ремесло - радость или все же мучительный труд? И каким вы представляете себе "образ писателя": пророк, вождь, мученик, целитель душ?..
- Я уже говорил, что в Саду Звездной Матери, где все встречаются, мы - не писатели, не художники, не политические деятели. Мы все - Радостные Существа, веселящиеся Рыбы Светоносного Моря. Поэтому здешнее "ремесло" (писатель, строитель, священник, космонавт, учитель) - только атрибут земного спектакля.
Радость или мучительный труд? Как когда. Если насилуешь себя - это мучительно. Если следуешь за велением вдохновения (одним духом!) - радостно. И уже знаешь - это будет по душе читателю.
Пророком может быть любой, если постарается взглянуть на события с "Башни Духа", памятуя, что причины происходящего - не во внешнем мире, а в Сфере Идей. Наша катастрофа - результат непонимания этого фундаментального закона. Мы считали, что, овладев внешними рычагами могущества, станем владыками Мира. Оказалось: мы самоустранились от Духовного Корня Бытия. Отсюда - высыхание и естественных источников. Не помогут ни долларовые инъекции, ни новые экономические модели, ни самое изощренное законотворчество. Необходимо исцеление Души, растерзанной жерновами сталинской псевдоцивилизации.
Значит, и писатель - служитель Логоса - должен быть прежде всего целителем. То есть, осуществлять миссию возвращения Мира к Целостному Образу....
- И какие творческие замыслы вы мечтаете осуществить в этом году?
- Все уже осуществлено. Все уже построено. Украинская Духовная Республика, Звездное Братство Народов, Мир Любви и Радости. Ведь все строится сначала в духе, в разуме. Там уже все семь. Нам надлежит воплотить это в зримые формы вещественного мира.
Год Белого Коня начнет это удивительное шествие к исцелению Мира. Радостно сознавать, что нашему народу надлежит построить Храм Небывалый, как утверждал Один из Великих Гималайских Учителей. Никто не остановит торжественного шествия Обновления мира - ни танки, ни полицейские орды, ни мафии, ни реакционеры всех мастей, ни правые, ни левые. Иван Стотысячный - вечно сущий Дух Народов - утвердит свою тысячелетнюю волю сверх всех сопротивлений невежества и злобы.
Это и есть тот роман Бердника, который оставил в памяти самый глубокий след. Все может быть - и молодость, и особый настрой тогда. Ведь не могу сказать, что коммунистические идеалы Бердника мне на душу ложатся.))) Как писала Леся Украинка (даже переводить не буду, лучше не скажешь) - "Не зміг своїм життям до себе дорівнятись". - Здесь другое. Исторический срез, интерес к культуре Востока, особая трансовая напевность.
Вчера о купальском цветке написала. Пришла к подруге на день рождения, а у нее цветы - просто сказка. Даже цикламен цветет, хотя ему 14 градусов для цветения нужно. Домой несла черенок сенполии с таким удовольствием - вот он, мой цветок в этот день. Так что, чудеса нас ждут везде - стоит только открыться им навстречу.
Всем хорошего настроения,
Ирина
www.facebook.com/oculus.z
Metel
23 июня 2004 (22:35)
И
Metel
24 июня 2004 (00:34)
И
Ева
24 июня 2004 (01:54)
Доброй всем короткой ночи!
Ирина, наверное ты не случайно открыла эту тему. Оказывается, все связано. По крайней мере мне так показалось.
Кто такой Иван Купала? Нет, я честно и сама точно не была уверена до конца, но нашла-таки: так и есть – Иван Купала – это Иоанн Креститель, или Предтеча.
Таинственная ночь времен язычества язычества сменилась днем рождества Иоанна Предтечи.
Князь Владимир, крестив Русь, отказывается от многих атрибутов языческой жизни. Его народ, погрузившись в купель Днепра не может в один день стать другим. Язычество тесно сплетается с христианством. Такова к примеру, знаменитая Масленница.Один из таких праздников отмечается 24 июня по старому стилю(по новому 7 июля). С распрастранением храстианства он появляется у многих европейских народов. В славянских землях Купала – народное прозвище Иоанна Предтече. "Пред – теча" – этот тот, кто был прежде Христа, по сути первый новозаветный пророк, «приготовивший» его приход в этот дом. Купала – праздник тесно связан с водой.
Но там, где родился этот человек, вода на вес золота. Земля пустынна и там, где есть источник, родник – с незапамятных времен селились люди. Почти две тысячи лет назад здесь, в одном из небольших городов Святой Земли одна пожилая и очень набожная пара – Елизавета и Захария - тщетно ждет потомства. К будущему отцу является ангел, возвещая о рождении сына и просит назвать ребенка Иоанном. Захария в это не поверил, за что был наказан немотой. Но проходит немного времени и Елизавета чувствует, что беременная. Учитывая ее возраст люди вокруг считают это чудом.
Но главное чудо впереди. Однажды Елизавета, прийдя за водой, встречает у источника молодую девушку. Долгий путь через долины, обходя горы проделала эта хрупкая девушка. И ей явился ангел, и возвестил о чуде, но смущенная, немного испуганная, переполненная смутными ожиданиями приходит она по совету ангела взглянуть на Елизавету, свою родственницу и поговорить с ней. Ведь это ей, Марии, царевне из рода Давида – древнего царя – ангел предсказал рождение самого необыкновенного сына. Как поверить в такое сразу? То же самое как поверить в то, что твоя престарелая родственница наконец беременна, хотя уже никто не верил в это.
Но едва Мария видит Елизавету, приветствует ее, дитя престарелой женщины начинает шевелиться. «И воскликнула громким голосом, и сказала Елизавета: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно в чреве моем»(от Луки, 1 гл).
Пройдет три месяца, у Елизаветы родиться сын и по желанию отца и матери его все-таки назовут Иоанном, хотя в их роду такого имени до этого не было. Захария сражу же обретет дар речи и начнет благодарить Бога:»И ты младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа – приготовить пути ему!»(от Луки)
На месте дома Елизаветы и Захарии сейчас небольшой католический собор, называемый церковь «Иоанна на горах». Местность это горная, облака совсем рядом, вокруг – лесистые горы и трудно поверить, что этот лес – рукотворный. Теперь это мсето – ближайший пригород «Золотого Иерусалима». Войдя в храм видишь обычный для католиков роскошный алтарь – собор построен два столетия назад, не больше. Для Святой Земли такое время – почти минуты. Но главная тайна впереди. Узкая лестница ведет вниз – внутри, в сердце храма – несколько камней от дома Елизаветы и Захарии. Когда храм перестраивали(на его месте был другой и не один), эти камни всегда возвращали на место. Здесь родился Предтеча.
Поотдаль чуть ниже под горку – тот самый родник. Поднимаясь дальше в гору, видишь другие храмы и монастыри – каждая конфессия стремиться иметь здесь свой приют для паломников. Удивителен по мысли храм «Встречи» - первый этаж церкви посвящен Елизавете, второй Марии.
Многим знаком трагический библейский сюжет об «избиении Иродом всех младенцев мужского пола младше двух лет». Коснулось это не только Марии с только родившимся у нее Иисусом, но и Елизаветы и Иоанна. В церкви «Встреча» храниться большой камень, за который Елизавета спрятала ребенка, завидев стражников Ирода. Чудесным образом камень скрыл ребенка, а когда стражники ушли, Елизавета увидела на нем след – на его грани отпечатался след детской ступни.
И наконец, поднявшись совсем высоко в гору, попадаешь совершенно в другой, славянский мир. Женский монастырь так и называется «Горний», с его небольшой церквушкой с «куполом- луковицей», с дивными цветами, аромат которых еще ярче в полуденном зное, обычном для этих мест и тенями от пальм, растущих в монастырском садике, с его рассыпаемым на все округу мелодичным звоном небольшого колокола.
Кто был Предтеча? «Был человек Иоанн, посланный от Бога: имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, что бы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет – но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете»(от Иоанна, 1гл)
Он будет крестить, за что получит другое имя - Креститель. Латинский вариант слова креститель» - Baptist – омовение. Омовение водой и раньше совершалось в ритуальных целях во многих странах древнего Востока.
Иоанн, прожив некоторое время в общине аскетичных ессеев – они носили овечьи шкуры и спали на земле, презирая все материальное. И пройдя этот путь познания и отречения, Иоанн выходит к реке Иордан, крестит тех, кто приходит к нему и ждет там Иисуса. Ждет Свет…
Река Иордан неглубокая и войти в нее с головой – сложно. Иное – Днепр – широкая, глубокая и быстрая река.
Праздник рождества Иоанна Предтече по старому стилю и приходился на 24 июня. Иванов день – и такое название Купалы можно встретить в разговорной речи. Это самый длинный день в году. Возможно, тысячу лет назад это и был самый длинный день. После Иванова дня ночи становяться все длиннее и постепенно холодней. До настоящих морозов еще далеко, но день постоянно сокращается, словно сгущается тьма. Медленно. И наступает апогей тьмы. Между рождеством Иоанна и Иисуса – полгода. Рождественские морозы и снег – и тьма, которая особенно долгая перед рассветом…Самая долгая ночь на земле. Но рождается другой младенец – и день начинает прибавляться. Наверное, так оно и должно быть.
Есть еще две важные точки года – когда день равен ночи и ночь равна дню. Словно природа колеблется, вставая в равновестные позиции света и тьмы. Одна из них - 25 марта(7апреля)- день Благовещенья. Тот самый день, когда по евангельской легенде, Мария получает повеление идти на встречу Елизавете.
Изменить сообщение можно только в течение часа после его создания.
Каждый участник дискуссии может поставить в теме сигнальный флажок, если по его мнению, в теме имеет место конфликт (ссора, оскорбления участников) или флуд.