Форум на ОКУЛУС

Тема 17742, сообщений: 37

начало | 1 . 2 . 3 . 4 | конец
Автор Сообщение
Ирина Звягина
Основатель сайта Окулус, модератор
     7 апреля 2009 (15:34)

Наташа,

тема идеализированного чувства и высокой сублимации и мне крайне интересна.

Но в твоем примере не хватает данных рождения. Астродинамика по-разному ложится на карты. А идеализм сначала нужно увидеть в наталах. Будет ли склонен кто-то один или срезонируют оба.

Буду тебе благодарна, если ты еще подобные примеры приведешь, где любовь рождала шедевры и не было реальных отношений. Такую подборку сделать интересно. Музы, Даймоны

www.facebook.com/oculus.z
Berkana
сердцевед
     7 апреля 2009 (16:20)

Ирина , на мой взгляд, можно исходить для начала из такого простого соображения, что для ряда эпох - это было культурной нормой, любовь без отношений. Это куртуазная культура, культура трубадуров. Там наверняка найдется уйма таких примеров.

Если о более современных говорить (Ваш запрос был адресован Наталье , но, надеюсь, ничего, если и я поделюсь идеями: чем больше голов - тем лучше, имхо ), то первое, что мне пришло на ум, - Мирра Лохвицкая и Константин Бальмонт. Исселдователи-биографы настаивают, что романа как такового не было, но был "литературный" роман, запечатленный в их стихах, и для Мирры - это было самое настоящее чувство, которое ее просто сожгло.

Другой пример сублима - Ницше. Именно его неудачный "подкат" к Лу фон Саломе породил "Так говорил Заратустра", - произведение, в котором он выплеснул всю свою любовь, перебродившую в боль и злость.

Бодлер и Аполлония Сабатье. Это вообще история, демонстрирующая всю исходную "патологичисноть" творческого дарования. Бодлер был в нее влюблен и долго (года 4, кажется) отправлял ей тайно стихи. Потом был разоблачен и, К СВОЕМУ НЕСЧАСТЬЮ, получил благосклонность дамы, к которой в стихах пылал болезненной и трагической старстью. После первого свидания роман закончился. Живая женщина ему оказалась не нужна

На мой взгляд, если обсуждать сублимацию в творчестве, нужно еще одну проблему прежде обозначить: где - это действиельно написано кровью сердца, а где - игра. Подсказки - только в биографиях, так как художественное качество стихов никак не зависит от меры любви. Можно не любить бездонно и писать гениальную любовную лирику. А можно любить - и не писать ничего.


Чем клясть тьму - зажги свечу.
Berkana
сердцевед
     7 апреля 2009 (16:28)

Ну, вот еще

Кьеркегор и Регина Ольсен.

Здесь, правда, до разрыва помолвки были взаимность и платонические отношения.

Ну, и конечно,

Гофман и Юлия Марк. Без взаимности, но очень продуктивно


Чем клясть тьму - зажги свечу.
Ирина Звягина
Основатель сайта Окулус, модератор
     7 апреля 2009 (16:53)

Лена, спасибо

Да, каждая из этих историй требует не поверхностного анализа. Ницше и Салома - читала в интерпретации Ярвина Ялома, но как раз это и дает ракурс сублимации с ракурса психотерапии, хотя Ялом и большой романтик.

Чайковский и Дезире Арто. Наташа, наверное, знает подробности этой истории.

Лена, спасибо, буду смотреть даты, и если еще вспомнятся Вам (или кому-то из форумчан) истории Муз, буду признательна за информацию Интересен именно этот ракурс - никакой разрядки чувства, кроме как через творчество.

www.facebook.com/oculus.z
Berkana
сердцевед
     7 апреля 2009 (17:25)

Ирина , вот здесь хорошие материалы

О Бодлере

http://www.libfl.ru/mimesis/txt/bodler.html

О Лохвицкой

http://www.mirrelia.ru/echo/?l=balm

Э.Т.А. Гофман. Письма, высказывания, документы] Гюнцель, Клаус.

- похоже, в инете в свободном доступе нет, но продают. Книга, правда, хороша. Но не знаю, насколько эта история Вам подходит: Юлия Марк не ответила Гофману взаимностью, но они реально общались, он был ее учителем музыки какое-то время. И у него на глазах она вышла замуж, кажется, за торговца луком.

Что еще в голову придет - напишу


Чем клясть тьму - зажги свечу.
Ирина Звягина
Основатель сайта Окулус, модератор
     7 апреля 2009 (17:39)

www.facebook.com/oculus.z
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     7 апреля 2009 (23:17)

Ира,добрый вечер!

Я поищу. У меня такая книжка в наличии есть с подобными историями.

Для затравки вот это очень нравится:

Хотя,сразу предупреждаю,что слышала и очень резкие мнения критиков, историков,подкрепленные воспоминаниями современников,что дело было совсем даже не в любви..А в деньгах,которые получал композитор.

Но почему-то хочется верить в лучшее.

Он - музыкант. Она - меценат. Он - еще беден. Она - уже богата. Он еще вне женщин, она уже вне мужчин. Главное - чтоб получилось современно, потому что история страшно несовременная. И все-таки нужен романтик. Копаюсь в себе - ищу романтика. Незадача - последний романтик во мне умер лет десять назад. Придется обходиться тем, что осталось.

Она

Рано вышла замуж. Рано познала нужду. Рано разочаровалась в любви...

Выходит сухо, неловко. Написать легко. Представить сложно.

И все-таки давайте попытаемся представить себе молодую женщину, имеющую пятерых детей и мужа - государственного служащего с окладом 1500 рублей в год. А год на дворе 1855-й. Смелый ли шаг предложить мужу оставить службу при таких стесненных обстоятельствах? Пожалуй, не смелый, а безумный. Но она это делает. В результате семья в нищете. Муж - инженер по строительству железных дорог. Инженер прекрасный, но предприниматель скверный. Предпринимать приходится ей. Подряды, конкуренция, прочая жизненная чушь, без которой никак.

Словом, в итоге - очередная семья мультимиллионеров. В семье уже одиннадцать детей, но теперь проще, денег хоть отбавляй, и все же...

И все же мы говорим о женщине. Зачем женщине деньги, если в сердце пустота? А в сорок лет старость страшна как никогда. Это в семьдесят жизнь уже видится в ретроспективе. Привычка. А в сорок еще хочется смотреть вперед. И вот впереди появляется Он. Не тот, который герой истории, но тоже вроде герой - молодой, все время рядом, так как служит у мужа секретарем. Словом, адюльтер почти неотвратим. Как неотвратим и итог - тайное становится явным, муж, не выдержав стыда и разочарования, умирает от сердечного приступа. Остается море денег и она - птица над этим морем, которая так устала лететь. И все-таки летит, и не просто, а со смыслом, так что окружающие никакой птицы и не замечают, видят лишь властную, уравновешенную женщину с железной волей.

Кто-то скажет, что эта история редкая, а по мне - так вполне тривиальная. Оглянитесь вокруг - таких птиц у нас под солнцем великое множество.

Но рано или поздно наступает возраст, когда улыбка одиночества все больше похожа на оскал. Вот тут и вспоминается юношеское увлечение музыкой. В музыку так сладко прятаться. В ней тепло и уютно. А если к тому же нет недостатка в деньгах, то что мешает музыкантов, простите, покупать? И не просто музыкантов, а лучших. А иногда и лучших из лучших. Так вот, однажды один из этих музыкантов расскажет ей о своем учителе, известном композиторе, который, по его словам...

...который, по его словам, чрезвычайно стеснен в средствах. Она и ранее была увлечена музыкой этого композитора. Познакомившись же с его человеческими качествами... Словом, странно ли, что любовь к творениям переросла в любовь к творцу? Если с вами этого не случалось, значит, вы об искусстве ничего не знаете.

Через этого самого ученика она делает композитору заказ. Разумеется, работу оплачивает, и оплачивает щедро. Музыкант, и вправду пребывающий в немалой нужде, счастлив и польщен. Далее - новые заказы и, наконец, короткое письмо с благодарностью от нее и в ответ, подобный же учтивый жест. Вот, собственно, начало. Но здесь тех, кто ждет бурного развития событий, я вынужден разочаровать. Герои этой истории так и не встретились. Необычно, не правда ли?

Переписка становитсЯ все менее официальной, и, наконец, он осмеливается просить у нее денег. Странно? Возможно, но не более странно, чем то, что он делает чуть позже. Он ошеломляет ее известием о своей женитьбе и вновь обращается с просьбой о материальной помощи. Денег она, конечно, дает, но ревностью терзается мучительной. "Когда вы женились, мне было ужасно тяжело, у меня как будто оторвалось что-то от сердца", - напишет она своему герою два года спустя.

Да, приходится констатировать, что в музыкальном ключе наш герой читал лучше, чем в женских сердцах. Он не сумел разглядеть, какое пламя разжег в сердце этой немолодой уже женщины. Она полюбила его так, как может любить лишь одинокая женщина на склоне лет.

К сожалению, ни ей, никакой другой женщине (в том числе и жене) не суждено было познать ответной любви великого композитора. Это стало, как обычно говорят седовласые биографы, "трагедией всей его жизни". Композитора влекли лица собственного пола. Он оттого и в брак вступил, что хотел победить природу. Но, как водится, проиграл. Ничего удивительного. Спорить с природой так же нелепо, как играть в прятки с самим собой. Надо сказать, что последствия у этого брака были поистине ужасающие. "Я искал смерти, - пишет он в этот период своей жизни, - мне казалось, что она единственный выход". И он бежит. Бежит от ненавистного ему брака, от ненавистной женщины, которую сам избрал себе в спутницы жизни. Именно в этот период жизни, по мнению биографов, его творчество разделилось на две части - объективную и субъективную. Одной половиной своего гения он творит чужие судьбы по чужим сценариям, а другой - собственную судьбу по сценарию, известному одному Создателю.

Законная супруга еще не раз будет оказываться на его пути. Однако не эта интрига находится в центре нашего внимания. Как же развиваются дальше странные отношения наших героев?

Развитие

Находясь в добровольном изгнании, музыкант вновь обращается к своей покровительнице за финансовой помощью. Последняя в ответ назначает ему субсидию в размере 6000 рублей в год. Она давно собиралась это сделать. Удерживал лишь страх того, что композитора оскорбит подобное предложение. Вышло так, что музыкант ничуть не оскорбился. Совсем наоборот - он был искренне благодарен своему ангелу-хранителю. "Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет, что, - никогда, никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание".

Герой получал субсидию от своей покровительницы в течение тринадцати лет. "Я ей обязан не только жизнью, но и тем, что могу продолжать работать, а это для меня дороже жизни", - пишет он одному из своих друзей. Все эти тринадцать лет переписка не прекращается, и это, конечно, не просто переписка, а именно история любви музыканта и мецената. Драма, наполненная рассказами о жизни, откровениями, признаниями в любви. Драма двух, в сущности, очень одиноких душ. Благодаря деньгам своей покровительницы герой обрел независимость, возможность вершить добрые дела, оказывая материальную помощь то родным, то близким, а то и вовсе случайным людям, попавшим в беду. Она же обрела возможность значительно облегчить и вправду нелегкую жизнь любимого человека.

Финал

Эта история закончилась так же, как и начиналась, - письмом. Тринадцать лет спустя музыкант получил письмо, в котором его покровительница сообщала о том, что она разорилась и вынуждена прекратить выплачивать субсидии. Заканчивалось письмо фразой "Вспоминайте меня иногда".

Вот такая история любви Надежды Филаретовны фон Мекк и композитора Петра Ильича Чайковского.

http://www.peoples.ru/art/music/composer/chayko.../index1.html


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     7 апреля 2009 (23:32)

Леночка, спасибо большое за ссылки.Интересный и исчерпывающий материал

Я посмотрю,дома есть три книги-Ницше и Салома , с необходимыми датами,даже,по-моему..

О Чайковском исследование,там и про Дезире,наверное,подробнее есть..

И Бальмонт-Лохвицкая-есть воспоминания Екатерины Андреевой,жены Бальмонта..Но,на сколько я помню книгу, она писала, что там были отношения..Я должна еще раз внимательней посмотреть,чтобы не перепутать ничего.

Странное дело...

Ницше,Чайковский были гомосексуалистами.Но почему-то влюбились в женщину.Наверное,все-таки,любовь и секс-не всегда вместе.

Или есть некая черта..., но черта-за которой-норма или не норма,она всегда очень туманна..

Непонятна.

Но сублимация в творчество-этих чувств,ярких,очень сильных-это очень больно,говорю, как знающий человек.


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Ирина Звягина
Основатель сайта Окулус, модератор
     7 апреля 2009 (23:57)

Наташа

чем-то похожа на Лилю Брик - то же умение находить таланты и двигать их. Фигура, скорее, материнская, властная. И тогда слова о любви в письмах Чайковского становятся понятными и правдивыми.

Наташа, ты бы взяла тему о Музах для своего блога. У тебя бы она хорошо получилась.

www.facebook.com/oculus.z
Berkana
сердцевед
     8 апреля 2009 (01:29)

Наташа , где ты прочитала,что Ницше был гомо ???!!!

Не верю никому, кроме Свасьяна.

Был неудачный опыт - заболел сифилисом... на женщинах поставил крест...

Я считаю, что верить воспоминаниям - дело щекотливое. Ради того, чтобы они продавались, понапишут... Даже жены.

Поэтому, видимо, последнее слово - за астрологией

Ирина , а мне, честно говоря, не понятен этот водораздел - была разрядка или нет... Чисто психологически, по-моему, сублиматорный механизм срабатывает еще мощнее после соприкосновения и болезненного разрыва на пике чувства - на запредельной высоте. А когда, грубо говоря, "ничего не было" - одни фантазии, фантомы, то это больше похоже на выдуманное чувство. Тогда имеет ли смысл говорить о сублимации?

И еще одно соображение. На мой взгляд,сублимация работает ВСЕГДА, даже в казалось бы вполне замных отношениях. Всегда есть место несовпаду: один дает больше, чем может принять другой... Куда девать? А все "туда же" . Или тебе дают на полглотка, а воображение, острая чувствительность делает из мухи слона - и понеслось...

Вот такой интересный пример. Марсель Пруст и его роман "В поисках утраченного времени". Пруст был - он переживал внутри больше, чем ему давала внешняя реальность. Собственно об этом весь роман.

Вторая книга "Под сенью девушек в цвету" - именно о том, по сути, как, разводя реальность и сознание (искусственные разлуки, запутывание отношений), индивид извлекает максимум для удовлетворения своей потребности жить в воображении.

С психологической т.з. - это полноценное исследование в художественной форме того, о чем мы говорим . Мераб Мамардашвили написал развернутый комментарий - "Лекции о Прусте", в которых очень много интересных мыслей о таком психологическом "конструктивизме": создавая зазор между обыденностью и сознанием, мы проживаем жизнь осознанней - ерго острее, вопреки вульгарным представлениям, что именно погружение в коловерть событий дает нам максимум опыта. Не а. Опыт создается автономно. Иногда при самой богатой внешними событиями жизни - они, как говорится, не в корм коню. Как будто и не жил человек.

... А вот и еще вспомнилось!

Прекрасный английский поэт Йейтс и его муза Мод Гонн. Общение было, взаимности - нет. Интересно, что под конец жизни поэт женился на дочери своей музы. Во как бывает!

Гийом Аполлинер и Анни Плейден. Та же история.

Но вот что мне бы хотелось еще заметить : я совершенно не согласна с идеей, что стоит переоценивать роль "муз". Не одна - так другая.

Если Богу было угодно, чтобы произошло некое художественно-эстетическое событие, то оно бы произошло в любом случае, а катализатор - это такие детали, имхо... Особенно беспочвенными мне кажутся представления, что это личность "музы" наделяет человека чем-то - силвми, вдохновением...

Дар - от Бога и это то внутреннее, что неотъемлемо от сущности творца, а кто будит струны - это как ветерок: струна звучит, потому что она струна.


Чем клясть тьму - зажги свечу.
начало | 1 . 2 . 3 . 4 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере