Форум на ОКУЛУС

Тема 9188, сообщений: 24

начало | 1 . 2 . 3 | конец
Автор Сообщение
slav
психолог Москва
     20 февраля 2007 (14:13)

"Кто чего достоин, - тот то и имеет."

Мне кажется, что в этой поговорке есть определенные "за" и "против".

Чем помочь человеку, испытывающиему трудности жизни и выражающемся такой фразой? Как зарядить оптимизмом такого человека?

Прошу поделиться своими соображениями.

Alinenok
     20 февраля 2007 (14:27)

Ну эт смотря КАК сказано..

Ежели с позиции " вот такой я - сякой, и просвета в мире нету" - так это еще вопрос, НУЖНА ли этому человеку сейчас помощь..И ЖЕЛАЕТ ли он заряжаться оптимизмом.

А если все по-другому и хочется иного в жизни, а не ТОГО, чего СЕЙЧАС достоин - то фраза сама по себе хороша для рефлексии, для медитации..

     20 февраля 2007 (14:38)

*Чем помочь человеку, испытывающиему трудности жизни и выражающемся такой фразой? Как зарядить оптимизмом такого человека?*

Trudno! A osobenno kogda eto na slowax!

Veta
     20 февраля 2007 (14:49)

А зачем ему помогать ?

Человек просил об оказании помощи ?

Если нет - оставьте его в покое...все равно он Вас не услышит.

Если же просил - созрел для принятия помощи, то уже не так и важно ЧЕМ ...


"Будь у наитий в кабале, Но поверяй их ритмом чисел.
luna-astreia
     20 февраля 2007 (14:54)

Длинно - но информативно.

Кто виноват и что делать?

Эти извечные вопросы актуальны и сейчас.

Согласитесь, что даже если жизнь складывается весьма успешно, у многих из нас внутри затаились неудовлетворенность, тревога, агрессия. Периодически вылезая наружу, эти чувства мешают нам нормально жить, расставляя повсюду свои ловушки. Как научиться из них выбираться, учит известный психотерапевт, писатель, мастер психотренинга Эрнест Цветков.

На лицах наших современных соотечественников, увы, не трудно заметить отпечаток сосредоточенной озабоченности, бремени житейских требований и предписаний.

Почему же все-таки на душе неспокойно? Да потому, что мы не знаем элементарных правил Большой Космической Игры под названием Жизнь.

Оттого и получаем штрафные очки в виде проблем и эмоциональных обвалов. Однако если прояснить правила, по которым мы играем и не нарушать их, то всегда можно рассчитывать на выигрыш. Для наглядности рассмотрим такие понятия, как "Зона

Выигрыша" и "Зона Поражения". Каждая из них имеет свои признаки, по которым легко определить, под влиянием каких тенденций - созидательных или разрушительных - мы находимся, и скорректировать собственное поведение таким

образом, чтобы жить стало действительно легче.

Шесть правил Зоны Выигрыша (Быть - Жизнь)

1 Правило Зеркало. Окружающие меня люди - мои зеркала. Они отражают аспекты моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я сам в душе готов нахамить. Так что обижаться не на кого.

2 Правило Выбора. Я понимаю и осознаю, что все происходящее в моей жизни - есть результат моего собственного выбора. Так что не к кому предъявить претензии.

Автор своей судьбы - я сам.

3. Правило Ответственности. Я готов взять ответственность за свой выбор и отказаться от любых самооправданий - они бесполезны.

4. Правило Погрешности. Я осознаю погрешность своих мнений и суждений.

Привязанность к чувству собственной правоты рано или поздно приводит к личной катастрофе. Кто свято верит в свой образ мира, тот не видит реальный мир.

5. Правило Соответствия. Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую,

не больше, не меньше, касается ли это отношений, должности или денег. Так что все мои претензии бессмысленны. За то, когда меняюсь я - меняются и обстоятельства.

6. Правило Присутствия - "Здесь и сейчас". Прошлого нет, потому что его уже нет. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я жив - я бессмертен. Есть повод порадоваться.

Шесть Правил Зоны Поражения (не быть - жизнеподобие)

1. Я критикую и осуждаю других, т.е. пеняю на зеркало.

2. Я предъявляю претензии к миру вместо того, чтобы осознать происходящее со мной как результат моего выбора и ничьего иного. Причина происходящего со мной - кто или что угодно, только не я.

3. Я отказываюсь от собственной ответственности за происходящее со мною и стремлюсь переложить ее на других людей или на обстоятельства. Я иждивенчески ожидаю, что кто-то придет ко мне и подарит мне счастье.

4. Я категорично убежден в собственной правоте и верю в безоговорочную истинность своих концепций, мнений, установок.

5. Я предъявляю притязания и претензии на то, чему не соответствую, т.е. я хочу обладать тем, что мне не принадлежит.

6. Я привязан к опыту прошлого и постоянно оглядываюсь назад.

Из сказанного ясно, что жить легко не так уж трудно. Усвоив правила, Вы сразу найдете ответы и на вопросы "Кто виноват?", и на вопрос "Что делать?".

А главное - каждый для себя может решить: БЫТЬ ему или НЕ БЫТЬ.

-------------------------------------

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ САМОУВАЖЕНИЕ И САМООЦЕНКУ (направленные на повышение самооценки, самоуважения, чувства собственного достоинства, любви к себе).

Выдержки из книги Я. Н. Воробейчика и М. Н. Минкович «Самоучитель по психотерапевтической помощи».

Заниженная самооценка отрицательно влияет не только на психоэмоциональное состояние, предрасполагая к развитию психогенных болезней, но и на профессиональные успехи и межличностные отношения. Для повышения уровня собственного достоинства рекомендуется множество приёмов. Значительное место среди них занимают приёмы самопоощрения и ряд этико-психотерапевтических приёмов, применяемых для профилактики формирования заниженной самооценки.

№ 1 — Приёмы самоубеждения (ориентировочные варианты), применяются при стрессовых состояниях, обусловленных психотравмирующими переживаниями.

№ 1-1. Показание — депрессивный настрой (например, возникший вследствие несбывшихся планов, замыслов):

«Я добьюсь своей цели, так как у меня есть необходимые предпосылки для её достижения (знания, опыт и т. д.)»,

«Я обладаю комплексом положительных качеств&»,

«Нет худа без добра (лучше овладею знаниями, глубже пойму суть проблемы...)»,

«Я уверен в себе, в своих возможностях»,

Мой девиз: «Неудача — урок на будущее», «Не надо печалиться — вся жизнь впереди» или английская пословица «Когда дело доходит до худшего, оно начинает меняться к лучшему».

№ 1-2. Показание — опасение неудачи, тревожное ожидание неприятностей (перед выступлением, участием в соревнованиях, встречей с начальником и т. д.):

«Я верю в свои возможности, ибо хорошо подготовлен»,

«Мои волнения необоснованны — у страха глаза велики»,

«Я спокоен, настроен на оптимистическую волну»,

«Я спокоен, так как убежден, что человек делает больше ошибок, когда встревожен, нервничает».

Мой девиз: «Я справлюсь!», «Держать себя так, как будто нечего бояться».

№ 1-3. Показание — стресс, обусловленный повышенной тревожностью (из-за возникновения сложной, трудноразрешимой проблемы):

«Я верю в свои возможности найти оптимальное решение (выход из создавшейся ситуации)»,

«Мне посильно разрешение возникшей проблемы — нет безвыходных ситуаций»,

«Мой оптимизм имеет реальную основу...»,

«Я достигну цели...».

Мой девиз: «Кто ищет, тот находит» или «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра» (Монтень).

№ 2-3. Показание — предрасположенность к преувеличению своей вины.

«Переживания о допущенных в прошлом ошибках — бессмысленны, их изменить нельзя»,

«Я осознаю абсурдность своих переживаний...»

«Нет людей, которые не ошибаются» (утверждают, что «Я всегда прав» — люди с болезненным самомнением).

Мой девиз: «Потерянного не воротишь, не расстраивайся из-за пустяков».

№ 5. Приём, оказывающий стимулирующее влияние на активность человека при склонности к низкой самооценке своих возможностей.

Г., 35 лет, научный сотрудник, направлен к психотерапевту на консультацию по поводу депрессии неясной этиологии.

Ознакомление с его историей жизни и болезни показало следующее. Г., как студенту-отличнику, проявляющему склонность к научной деятельности, ректорат политехнического института рекомендовал поступление в аспирантуру. Однако трудные бытовые условия (двое детей) побудили его отказаться от лестного, желаемого для него предложения. Г. получил направление на завод, где он весьма успешно выполнял функции инженера. В течение 8 лет работы на заводе он достиг высокого положения, стал ведущим специалистом.

В 34-летнем возрасте Г. решил реализовать свою давнишнюю мечту — поступил в аспирантуру. Спустя полгода у него появились начальные симптомы депрессии. Назначенное врачом медикаментозное лечение лишь незначительно улучшило его психоэмоциональное состояние.

Анализ предполагаемых причин депрессивного состояния, проведенный психотерапевтом, показал, что ведущее значение в его происхождении имеют психотравмирующие переживания, обусловленные потерей веры в свои возможности из-за неправильно выбранного эталона для оценки своих способностей:

Г. сравнивал себя с высокоталантливым сотрудником, недавно закончившим институт. Психотерапевт дал ему совет (основанный на данных характеристик коллег по институту) сравнивать себя с Б., успешно защитившим диссертацию, несмотря на значительно более низкий уровень способностей и трудолюбия.

Изменение ориентира для сравнения оказало на Г. благотворное воздействие. Полностью исчезли явления депрессии. Он досрочно подготовил диссертацию и блестяще её защитил.

2.3.1. Приёмы, повышающие самоуважение, собственное достоинство.

№ 30. Приём, стимулирующий «положительную обратную связь».

Принцип техники — создаётся ситуация, которая побуждает окружающих высказать мнение, характеризующееся положительной оценкой.

Например, родным или друзьям задаётся вопрос: «За что Вы меня цените (любите, уважаете)?»

Возможно, при наличии благоприятных предпосылок для общения с начальником (боссом), спросить у него: «Что Вам особенно нравится в моей работе, деятельности?»

№ 31. Приём, фокусированный на положительных личностных качествах.

Принцип техники — составляется список достоинств, привлекательных черт характера, способностей и достижений.

Рекомендуется их регулярно перечитывать, особенно часто тогда, когда появляется пессимистический настрой, возникает чувство недовольства собой.

№ 32. Приём улучшения самоимиджа.

Принцип применения. Осуществляется корректировка имиджа, направленная на повышение чувства собственного достоинства. Прежде всего, это достигается путем улучшения осанки, походки, придающих внешнему облику черты уверенного человека. Весьма важное значение имеет правильный подбор одежды, обуви и прически. При этом социальные психологи рекомендуют лицам, стремящимся к карьерному росту, одеваться так, как будто их служебное положение на ранг выше, чем в реальности.

№ 33. Мнемо-оценочный приём.

Принцип применения. Вспоминаются события, дающие основания для проявления чувства гордости за свои достижения, успехи детей и родных. С целью активизации воспоминаний рекомендуется:

перечитывание писем друзей и поздравлений по случаю знаменательных дат, характеристик, отзывов и другой информации, содержащей похвальную оценку;

просмотр альбома, составленного из фотографий, отражающих события, вызывающие подъём настроения, чувство собственого достоинства;

размещение на видном месте фотографий, стимулирующих повышение уровня самоуважения, возникновение положительных эмоций.

№ 34. Приёмы самоутверждения — самоубеждения, ориентированные на повышение уважения себя как личности. Для их реализации составляются словесные формулы с учётом конкретных причин, побуждающих совершенствовать личностные качества. При произношении их желательно образно представлять уважающим как себя, так и окружающих.

Примеры словесных формул, рекомендуемых для подготовки собственного варианта:

«Я вправе улучшить представление о себе, о своих достоинствах»,

«Для повышения самоуважения у меня есть необходимые благоприятные предпосылки (хорошие личностные качества, достижения, чувства...)»,

«Я горжусь своими успехами и тем, что меня ценят, уважают»,

«Я хочу и могу занять достойное место среди других людей»,

«Я осознаю, что повышение собственного достоинства является необходимым условием для реализации жизненных планов и улучшения здоровья».

Мой девиз: «Кто уважает себя, того уважают другие», «Повышение собственного достоинства — основа для достижения успехов...»

В группу приёмов, способствующих самоактуализации личности, входят и психотерапевтические приёмы, направленные на повышение чувства любви к себе («любовь к себе означает, что человек принимает себя как значимую личность», по У. Дайеру), являющееся высшей духовной потребностью человека. Применяются они, как правило, не самостоятельно, а в комплексе с приёмами, поднимающими уровень самоуважения, в случаях, когда имеется потребность в применении дополнительных усилий для повышения чувства собственного достоинства.

При их составлении нами, как и многими другими психотерапевтами, рекомендуется ориентироваться на вывод Г. Селье, согласно которому любовь к себе должна носить альтруистический характер, основываясь на принципе «Заслужи любовь ближнего». При этом в число «ближних» людей следует включать, по убеждению Г. Селье, не только родных, но и тех, кто близок в духовном и интеллектуальном отношении.

№ 43. Приём «когнитивного самоутверждения»:

«Я осознаю необходимость повышения чувства любви к себе (на альтруистической основе)»,

«Я хочу и могу совершенствовать себя: больше проявлять любовь к себе, сохраняя при этом свою неповторимость, уникальность»,

«Усиление любви к себе помогает мне преодолевать чувства нелюбви к другим: ненависть, озлобленность, чрезмерную агрессивность (источники стрессового состояния, ухудшения здоровья»),

«Я люблю себя, невзирая на некоторые недостатки»,

«Я осознаю, что любовь к себе требует признания положительных качеств, не отрицая наличия у меня и негативных свойств».

Мои девизы:

«Я горжусь тем, что люблю и уважаю себя, как и других людей»,

«Любовь (к себе и близким) — лучшее целебное лекарство», «Заслужи любовь ближнего» (Г. Селье).

2.5.1. Приёмы позитивного подкрепления.

№ 54. Приём самостимулирования.

О., научный сотрудник института, 43 лет. Несмотря на перегруженность на работе, заключил договор с издательством о переводе с испанского языка книги весьма большого объёма. Основным побудительным мотивом для выполнения в свободное от работы время напряжённого труда было желание скопить деньги для реализации давнишней мечты — купить туристическую путёвку для поездки по странам Европы или Азии.

Для самостимулирования творческой активности он принял решение: за ежедневный перевод трёх страниц откладывать 90 рублей, а в случае невыполнения нормы забирать соответствующую сумму денег из «фонда для путешествия».

Сходную систему рекомендуется применять и тем, кто стремится преодолеть вредные привычки (курение, переедание, злоупотребление алкоголем) или неадекватные проявления поведения — склонность к вспыльчивости, раздражительности, ярости и др.

№ 56. Приём самовознаграждения.

Принцип применения — проводить награждения себя за любые, даже незначительные успехи, приближающие к достижению цели (преодолеть влечение к курению, похудеть благодаря повышению физических нагрузок, повысить коммуникабельность и др.)

Желательно, чтобы самопоощрению предшествовал договор с собой, где были бы указаны конкретные условия награждения. Виды наград весьма разнообразны, зависят они, главным образом, от самооценки значимости успехов, соответствия их духовным интересам и уровня материальных возможностей для самопоощрения. Например, купить желаемую вещь, сходить в театр или филармонию, поехать в гости к другу, приобрести туристическую путёвку или ювелирное украшение, устроить день отдыха на лоне природы и т. д.

Приём поощрения в форме награждения «за достигнутые успехи» могут эффективно применять и близкие для стимулирования желания родного человека преодолеть болезненные пристрастия, вредные привычки, неблагоприятные черты характера.

№ 79. Приёмы, повышающие самооценку.

Психотерапевты зачастую рекомендуют лицам, склонным к заниженной самооценке своих реальных возможностей (чаще всего из-за дефензивных черт характера), включать в формулы самовнушения слова, стимулирующие проявление активности, уверенности — «несмотря», «вопреки», «наперекор», «зато» и др.

Рекомендуется, например, применять мотивационные формулы самовнушения следующего содержания: «Вопреки пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых трудностей, я достигну цели»,

«Наперекор желаниям бывших друзей побудить меня к нарушению режима трезвости, я буду проявлять стойкость — негативное отношение к спиртному»,

«Несмотря на психотравмирующую ситуацию, я сумею мобилизовать свои резервные возможности»,

«У меня намного хуже материальное положение, чем у С., но зато моя жена значительно лучше его супруги»,

«Я потерял работу, но зато (однако) я могу наконец-то немного отдохнуть, использовать свободное время для усовершенствования знаний, необходимых для реализации моей мечты — сдать экзамены на желаемую должность (поменять специальность, поступить в университет и т. д.)».

При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует учитывать: в отличие от формул самоубеждения, в их состав не включаются слова, требующие логического обоснования, аргументации — «поэтому», «так как», «по причине», «вследствие» и т. д. Но в ситуациях, когда возникает особая потребность в преодолении тяжёлого стресса, вредных привычек и коррекции чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера, возможно применять и комбинированный вариант вербального психотерапевтического самовоздействия — использовать формулы самоубеждения и мотивированного самовнушения.

slav
психолог Москва
     20 февраля 2007 (15:06)

...слова исходят от тяжёлых сложившихся жизненных обстоятельств.

astreia,

звучит везде "я", "я", "я"...

а как сказать это НЕ себе, а человеку не спрашивающему, а утверждающему как "приговор" себе?

beta
.
     20 февраля 2007 (15:32)

(Автоматический перевод с транслита!)

а как сказать это НЕ себе, а человеку не спрашивающему, а утверждающему как эприговорэ себе?

- скажите - так попытайся стать достойным луч/шей доли! Стань добрее,честнее...Ну хоть постараться-то можно!

А вы замечали,что некоторые люди становятся луч/ше именно тогда,когда у них тяжелый этап? они будто человечнее становятся.


"Дьявол начинается с пены на губах Ангела, вступившего в бой за святое правое дело..."
luna-astreia
     20 февраля 2007 (15:41)

У вас спрашивают - вам и искать, как сказать.

Давайте не будем "пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю чего".

Похоже, не только у вашего "человека" сложности...

Если судить о себе по тому, что имеешь, можно засудить себя до изнеможения. А потому, м.б. уместен такой подход: я имею ЭТО потому, что я считаю, что только ЭТОГО и достоин!!! Окружающий мир никогда не даст вам/мне/ему того, чего мы считаем себя недостойными (позитивного). Хочешь прекратить "поставки" того, чего недостоин (негативного) - начни вести себя так, чтобы эти поставки стали неуместными, нелогочными - они прекратятся.

А если хочется "унижение паче чаянья" - ЭТО и имеем, его же и взращиваем.

***А вы замечали...***

Конечно замечали, пробовали даже... Некоторые даже книги об этом писали и пишут...

slav
психолог Москва
     20 февраля 2007 (16:04)

Спасибо всем за подсказки.

В других случаях писимизма, мне всегда удавалось

помочь.

В этом случае подсознание заблокировано фразой-формулой.

Можно ли эту формулу как-то логически разбить?

Дальше я знаю как помочь.

Такой словесный код может навредить человеку и зависнуть на долгие годы...

В случаях писимизма такая формула блокирует подсознание так, что оно недоступно другим внушениям со стороны.

Не было бы этих слов в голове, было бы другое дело...

Alinenok
     20 февраля 2007 (16:09)

МОРФЕЙ, НУ УЖ ПРОСТИТЕ великодушно -

"писимизм" в Вашей интерпретации добавляет оптимизма и здорового юмора !

начало | 1 . 2 . 3 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере