Тема 9205, сообщений: 33
Две стороны сказочной медали-психологи, пожалуйста, помогите.. |
Автор | Сообщение |
Психологи-астрологи,дорогие-золотые,выпутайте меня!!!! :D Как говорится в классической опере:"Рассудок мой изнемогает,и молча гибнуть я должна!"-представьте себе пушкинскую Татьяну в позе "лотос"- это я:D Мне сейчас приходится готовить довольно много разных лекций-на самые разные темы.Тема нынешней- "В гостях у сказки".Трудностей-хоть отбавляй.Первая и главная трудность-то,что дети -совсем разные-от 4 до 12 лет..,отсюда и восприятие у них разное,то,что можно сделать с двенадцатилетками или учениками начальной школы-не сделаешь с четырехлетками.Разделить-нельзя.С ними-мамы,все-одиночки. Это неполные семьи. Мамы-хорошо понимают русский и куда хуже-иврит.А дети-наоборот.Но-и это не так страшно.. Теперь о самом вопросе. Если говорить о воспитании,о роли сказки в жизни ребенка,-то ребенок видит необычное,сверхъестественное в самых обычных вещах-камушках,листочках,цветочках.Вспомним "секретики",которая делает любая девочка в детстве ...Очень многие игры наделены сказочными чертами.И о системе ценностей,культуре,традициях общества,в котором он живет-ребенок узнает из сказок.В каждой сказке-есть жизненный урок для ребенка.Через чудеса,метафоры,иносказательность-ребенок развивает свою фантазию и воображение.В каждой сказке-есть-мораль."Сестрица Аленушка и братец Иванушка"-это опыт о том.что надо слушаться взрослых."Морозко" и "Крошечка-хаврошечка"-быть вежливым,трудолюбивым,уважать старших.Именно благодаря сказке мы верим,что добро побеждает зло.Мамы часто говорят детям-не ходить с незнакомыми людьми,не разговаривать с ними,-об этом сказка "Красная шапочка" Но-в "Психотерапии для женщин"-говорится,что во многом-мы "утрясаем" наи жизненные сценарии-и корректируем его под сюжет сказки. Например,чтобы получить принца на белом коне,-нужно счастье выстрадать-уколоться веретеном,проспать мертвым сном 100 лет или съесть отравленное яблоко. Нередко мама девушки выступает в роли "злой" волшебницы.Она говорит:"Мол,успеешь еще!Сначала-надо выучиться,а избранник-чтобы был и с высшим образованием и обеспеченный и достойный,-и ты подожди" И вот девушка сидит и ждет -самого достойного,самого красивого.,.а ее физическое состояние-ухудшается,она становится старше..Это только в сказке-прошло сто лет,а девушка-как будто вчера заснула.А Баба Яга-прообраз злой свекрови,материнская бессознательная стихия.Поэтому-свекрови-чаще всего-"яги." Женщина -взваливает на себя всю ношу-домашнего труда,а мужчине говорит:"Не горюй,спать ложись,утро вечера мудренее"("Царевна-лягушка")Возьмем и "Сказку о Емеле"-Рыба преданно выполняет все прихоти Емели -дурачка,а горячая Печка-(тоже женского рода)-лучшее средство передвижения.Даже во дворец-Емеля едет на Печке.. Почему необходимо понимание сценария? Он дает нам возможность понять,почему люди ведут себя так,а не иначе.Почему мы продолжаем делать то,что приносит нам неприятные чувства? Транзактный анализ Эрика Берна объясняет: для усиления и укрепления сценария!Когда мы в сценарии-то мы придерживаемся детских решений. Что же написано у Берна-в "Людях,которые играют в игры"? Там предлагаются следующие сказочные сценарии: Похищение Европы - легенда
Юная красавица Европа, согласно мифам, внучка Нептуна, однажды собирала цветы на лужайке y моря. Неожиданно перед ней возник и преклонил колени прекрасный бык. Взглядом он пригласил ее взобраться ему на спину. Девушке так понравился его мелодичный рев и дружелюбные манеры, что показалось забавным покататься по лужайке на его широкой спине. Но лишь только она уселась, бык бросился в море и поплыл неизвестно куда. Ведь это был сам Юпитер в образе быка, а Юпитер, как известно, не останавливался ни перед чем, если девица была ему по душе. Девушка звала на помощь, плакала. Поездка Европы окончилась не столь уж печально, ибо после высадки на Крите она родила троих могучих и мудрых сыновей. Впоследствии ее именем был назван целый континент.
Похититель Юпитер происходил из довольно необычной семьи. Его отец, Сатурн, имел шестерых детей: пятерых старших он съел сразу же после их рождения, поэтому, когда появился шестой - Юпитер, мать спрятала его, подложив завернутый в пеленки камень, который отец проглотил. Когда Юпитер вырос, он заставил Сатурна отрыгнуть камень, а заодно и пятерых съеденных малюток: Плутона, Нептуна, Весту, Цереру и Юнону.
А Европу в это время Юпитер покинул, и она сошлась с Данаем, царем Египта, родила ему дочь по имени Амимона. Однажды Амимона пошла за водой для жителей Аргоса. Здесь ее увидел Нептун, воспылал к ней любовью и взял ее к себе. Он был старым, почти таким же, как был Юпитер, когда похитил ее мать.
Перечислим теперь значимые трансакции этой семейной саги, рассмотрев их как ряд стимулов и реакций. 1. Стимул: прекрасная дева грациозно собирает цветы. Реакция: влюбленный бог, брат ее дедушки, превращается в золотого быка.
2.Стимул: дева гладит быка, похлопывает его по голове. Реакция: бык целует ей руки и закатывает глаза.
3.Стимул: дева взбирается ему на спину. Реакция: бык похищает ее.
4.Стимул: она выражает ужас, плачет, но пытается добиться: кем является бык на самом деле? Реакция: бык привозит ее на остров Крит, и все оборачивается как нельзя лучше.
5.Стимул: отец поедает своих детей. Реакция: мать подсовывает ему камень. Реакция: спасенный сын заставляет отца вернуть съеденных детей и проглоченный камень.
6.Стимул: прекрасная дева идет за водой. Реакция: она попадает в историю со стариком.
Для сценарного аналитика самое интересное в этой серии мифических трансакций заключается в том, что, несмотря на бурные рыдания и протесты, Европа ни разу не сказала решительно: "Стоп!" или "Hy-ка, вези меня обратно!". Вместо этого она занялась разгадыванием личности похитителя. Выражая на словах протест, она действовала достаточно осторожно, чтобы не сорвать действие драмы. Она покорилась ходу событий и стала интересоваться их окончанием. А ее рыдания имели тот двусмысленный характер, который мы назовем "игровым", или "сценарным". (помните,к слову,похожая история-была совсем недавно в Европе-девушка объявилась,которую украл мужчина-совсем маленькой- из школы)
Возьмем сказку "Красная шапочка"
«Марсианский» анализ:
…Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка. Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему она не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: "Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью".
Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.
1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью "несчастного случая", чтобы в конце истории разразиться словами: "Hy разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…".
2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Он, наверное, читал в юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка: "Живи с опасностью и умри со славой".
3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной - ведь y нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?
4. Охотник - очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.
5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.
В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом - интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?
Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?
:p Интересно,что речь ребенка Берн называет "марсианской"-у меня вопрос-за речь же отвечает Меркурий,а не Марс? В общем-в голове моей УЖЕ ОПИЛКИ...-да,да,да! :D :D :D и ВИНЕГРЕТ Не понимаю,-сказки-это хорошо или плохо? Сегодня прочитала"Бременских музыкантов"Гримм и подумала,что дочь не может без спроса убегать из дворца и бросать несчастного,заботливого отца.Кошмар! Помогите,пожалуйста,понять..Спасибо ! Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
|
|
A |
|
Alida |
|
Ava |
***Интересно,что речь ребенка Берн называет "марсианской"-у меня вопрос-за речь же отвечает Меркурий,а не Марс?*** Мышка - вы прелесть! Не помню, что бы Берн был каким-то образом связан с астрологией! Очевидно, он считает речь ребенка непонятной для взрослого человека (речь марсианина). Стоит отличать авторские сказки от народных!!! Маленьким детям до определенного возраста не желательно читать авторские произведения, за исключением, наверное, Пушкина ... может кого забыла...
Посмотрите эту ссылку |
Мыша, Не в тему вопроса, - вчера искала в сети рисунки Чарушина, и нашла целый сборник книг с его иллюстрациями:
сказки-это хорошо или плохо? Сказки - это сказки. В них детям показана жизнь с разных сторон. В детстве, все-таки, лучше познавать сложное разнообразие мира по сказкам а не по неизбежной реальности.
joker-way.com |
|
Ava,Вы ,наверное,сами волшебница.Всегда приходите на помощь. Класс!Завтра изучу получше.Спасибо. Lilu,спасиб.Хорошие рисунки,книжки хорошие-я их с детства помню-про животных..,такие симпатичные,от их лица книжки написаны. Ты ,как партия,организатор моих побед.. :D Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
|
|
Alida |
|
Я сильно подозреваю,что для детей сказки полезны,так как-развивают фантазию,воображение,дают нравственный урок,а для взрослых-нет.Так что Лилечка, ...тут вопрос интересный.А Эрик Берн-меня с одной стороны-восхитил,а с другой-запутал вообще. :DБлагодарю всех,кто был сегодня со мной.. НА СЕГОДНЯ ХВАТИТ ГОЛОВОЛОМОК-УХОЖУ СПАТЬ,СПОКОЙНОЙ НОЧИ! Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
|
|
Мартини |
*Я сильно подозреваю,что для детей сказки полезны,так как-развивают фантазию,воображение,дают нравственный урок*... Aga :D ... Osobenno *Например,чтобы получить принца на белом коне(eto pro Ari?),-нужно счастье выстрадать-уколоться веретеном,проспать мертвым сном 100 лет или съесть отравленное яблоко.* Wot mi wse po zizni i sadomazo! Zdem kogoto a zizn proxodit storonoi!
*Юная красавица Европа, согласно мифам, внучка Нептуна, однажды собирала цветы на лужайке y моря. Неожиданно перед ней возник и преклонил колени прекрасный бык. Взглядом он пригласил ее взобраться ему на спину. Девушке так понравился его мелодичный рев и дружелюбные манеры, что показалось забавным покататься по лужайке на его широкой спине*... Eto kto, Morfei uze postaralsja!?
*В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом - интрига, в сети(!!!) которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек.* Eto pro forum Okulusa? :D
*кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?* ??? Kolduniei!?
|