Тема 9833, сообщений: 73
Л_А_Б_И_Р_И_Н_Т |
Автор | Сообщение |
Людмила Трунова |
Л_А_Б_И_Р_И_Н_Т - загадочное слово...
Natacha, да я почему с Минотавра не хочу начинать,... включим страхи, и можем не увидеть свет в конце нашего лабиринта А столько хочется сказать! Вот даже с понятием "лабиринт" разобраться... (я ниже поясню, что не всякая запутанная схема корридоров - есть лабиринт).
Видите, происхождение слова уже имеет три варианта (а может и более):
1)др.греч. — labyrinthus — пространство, состоящее из многочисл. залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану; laura (улица, узкий проход), 2)др.егип. - «Храм при входе в озеро» (Лопе-ро-унт) где нах.египетский лабиринт, 3)др.греч. - "дом лабриса". Лабрис - топор с двумя лезвиями.Именно лабрис использовался для жертвоприношений в Кноссе. ( с "лабрисом" , то же не все так просто... считается, что это орудие сакрально-ритуальное, кроме того имеющее связь с матриарх.культами... поэтому оно стало символом у движения лесби, связывающих этот топорик с рукой амазонки). -------------------------------------------
А вот если исходить из сакральной символики, то лабиринт - это схема не имеющая тупиков (карманов). И воздействие его -структурирующее. А если в схеме есть тупики, то это уже не лабиринт.Это - мейз. И действие его уже другое. Вот и получается... говорим о лабиринте, а на самом деле... л_а_б_и_р_и_н_т ... лабиринту - рознь |
Людмила Трунова |
Сейчас хочу оставить ссылки на инфо в сети и разговоры о лабиринтах. Кому интересно - почитайте. Но сразу скажу, что немало путаницы не только историч., мифолологич., психологич. происходит от того, что эзотерич. суть лабиринтов мало кто учитываает. И как говорил классик "смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий" .
Поэтому, читая , НЕ ЗАБЛУДИТЕСЬ! А я в "Путешествие" пошла сегодня вечером ---------------------------- И еще раз повторю: *если исходить из сакральной символики, то лабиринт - это схема не имеющая тупиков (карманов). И воздействие его - структурирующее.* * если есть тупики, это уже не лабиринт.Это - мейз. И действие его другое.*
|
Людмила Трунова |
(из статьи Т.Романовой о лабиринтах)
Коротко. * Лабиринты бывают разные. В одних извилистые дорожки сообщаются между собой и ведут к единому центру. В других -- наряду с проходами могут быть и тупики, и для идущего по нему задача состоит в том, чтобы, минуя тупики, найти выход в противоположном конце лабиринта. Удивительно, но основная схема лабиринта за последние 500 лет приобрела более усложненную форму. * Лабиринт можно понимать не только буквально. По сути, любая неразрешимая ситуация и есть лабиринт. Древние говорили: "Найдешь выход из лабиринта -- обретешь бессмертие". Так и в жизни нельзя зацикливаться на проблеме, а искать выход. * Важно иметь в виду, что выход из лабиринта находится недалеко от его центра. То есть решение проблемы всегда на поверхности. Не пройдет лабиринт тот, кто, видя темные закоулки и перепутья, пугается и обращается в бегство; не пройдет его тот, кто убегает от центра и беспорядочно блуждает. * Если вы оказались в плену лабиринта, важно не паниковать и сохранять спокойствие. Чтобы не вернуться к исходной точке -- помечайте путь. Слушайте внутренний голос. Попробуйте закрыть глаза и довериться своим ощущениям. Зрение может обмануть, но не интуиция. * В лабиринт не следует заходить нервным и впечатлительным людям, а также тем, кто страдает заболеваниями сердца и легких. * Лабиринты-головоломки психологи называют идеальным средством для развития мозга, памяти и внимания. * Если вам вздумается побродить по лабиринту, запомните, что не следует отправляться на прогулку на голодный желудок, лабиринт и так отнимет у вас достаточно энергии.
Суеверия из лабиринта. * В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни. * Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной. * В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других. * Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине. * Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдется. * В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением. * Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится. * Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.
Татьяна Романова |
Людмила Трунова |
(Т.Романова о Критском лабиринте.)
Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал. За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки. Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму. Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, а гранитный исполин в это время начинал вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть. По легенде, в Критском лабиринте обитал Минотавр -- человек с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Тесею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище. Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв минотавра? --------------------------------------
а это на форуме Миф обсуждают статью Альвдис Н. Рутиэн) " хромает статья... Кносский дворец НЕ является лабиринтом. Критский Лабиринт - чисто мифологический образ, его реальные прототипы - отчасти храм Зевса Лабрандского, отчасти критские пещеры, где совершались ночные ритуалы в честь Зевса Лабрандского, отчасти (возможно!) площадка в Кноссе, где мозаикой выложен рисунок ритуального танца. Кстати, минотавры критские - это не токмо мифологический герой, но и реальные жрецы в бычьих масках.
Относительно других исторических лабиринтов - я не спец, но, думается мне, что и там могут быть неточности..."
|
Людмила Трунова |
На том же форуме Миф: (ник- Darmoln) В работах постюнгианцев (напр. И. Бурлаков "Homo Gamer: Психология компьютерных игр" ) архетипический лабиринт представляет собой один из аспектов мандалы. В то же время любой лабиринт служит цели инициации (М. Элиаде, Р. Генон). Можно сделать вывод, что архетипически любой лабиринт имеет подобную структуру (поскольку значение одинаково). Позволю себе процитировать отрывок из моей работы "Анализ компьютерных игр и кибераддикции с позиций аналитической психологии":
"Огромную роль играет архетип лабиринта, в который часто попадает герой. Он спускается в пещеры, склепы, могильники (символ низшего бессознательного), поднимается в горы или даже в космические пространства (высшее бессознательное), что является построенным в виде лабиринта. Дело в том, что хождение по лабиринту является частью пути к центральному архетипу Самости, а сам лабиринт – мандала – фигура, где квадрат геометрически находится в круге или наоборот. Мандала – это символ психической целостности, которой как раз не хватает кибераддиктам. В компьютерных играх лабиринты часто не имеют смыслового центра (Самости), что является очень деструктивным символом, смысл которого лежит в бессмысленности существования и отсутствии выхода, т.е. персонаж обречен вечно блуждать в данном лабиринте, не имея ни смысла, ни выхода из него. Согласно основателю трансперсонального подхода С. Грофу, узкие коридоры таких зловещих лабиринтов, из которых нет выхода, могут ассоциироваться с тесными родовыми каналами (травма рождения). Такой, безусловно, экзистенциальный символизм компьютерных игр доказывает, что зависимость от них являются не выходом из кризиса трансформации, а наоборот – лишь иллюзией облегчения страданий, которые, вспыхивая со временем с новой силой, заставляют аддикта играть еще больше."
|
Людмила Трунова |
(А.Заболотников статья "Миф о Тесее и Дедале")
Сам Миф о Лабиринте весьма краток. Он является лишь незначительным фрагментом из весьма насыщенной, героической жизни Тесея, хотя и прославившим его впоследствии, так как все остальные деяния, намного более значимые при его жизни, были некоей тенью подвигов Геракла и в целом традиционными для героев, в частности, как и его поход с 50 аргонавтами в Колхиду. Даже удивительно, что он не оказался среди участников Троянской войны, смешавшись и там с толпой героев. Имел он отношение и к Семерым из Фив, что прямо подталкивает нас к некоему коллективному... Был он и в Аиде, но не прославился там, как Орфей, и даже погиб после этого совсем не героически, будучи вероломно сброшенным со скалы в море, к отцу Посейдону, повторив судьбу одной из своих жертв. Это все подчеркивает особую значимость самого Лабиринта. Лабиринт на Крите, если не считать некоторых сведений о еще более грандиозном Египетском, состоявшем из и 3000 тупиков, был в мифологии Аттики один, и был, пожалуй самым таинственным из всех знаменитых творений рук человеческих, загадку которого до сих пытаются разрешить любители головоломок. Остальные известные Чудеса света, не смотря на фантастичность и грандиозность своих форм, имели вполне реальное, пусть даже и культовое, предназначение. Ныне культы - вполне обыденное явление для нашей культуры, субкультуры ли. Предназначение же Лабиринта - чисто мифологическое, как и его пленник Минотавр, который наряду с более понятными кентаврами, змеями с человеческими головами, был неким символическим образом определенного типа Homo Sapiens именно с головой, а не c телом зверя. Отдельно подозревать человеческое тело в звериных наклонностях не приходится, это уже научный факт, весьма значимый в повседневности. ( ) .......... ...........
2. Тема настолько сложная и скользкая для пешехода, что за нее страшно браться. Поэтому, прежде, чем вновь вернуться к мышлению Человека, начавшемуся с познания Добра и Зла, с райского яблочка выбора пути, до вкушения коего он только придумывал имена божьим созданиям, попробуем вначале хотя бы гипотетически представить себе причины такого стереотипного поведения живых созданий, отличающихся от сооружений мертвой материи наличием... спиралевидной ДНК с множеством тупичков генов, расположенных во вполне определенных последовательностях, вся цепь которых даже нами еще далеко не пройдена, равно как и далеко не весь лабиринт мозга освоен, отчего его больший потенциальный объем у неандертальца не помог тому. Дело же не только в размерах Лабиринта, а и в размерах пройденного по нему пути, который у кроманьонца был длиннее даже географически, что само уже свидетельствует о больших возможностях приспособления к изменению окружающей среды. Кроманьонец же после Африки с ее хищниками и великаном Голиафом почувствовал себя в Европе, как созвучный с ним кролик - в Австралии. При этом каждый Тесей, в отличие от онтогенеза зверя, проходит и там и там свой путь, в связи с чем наложение огромного числа весьма "простых" Лабиринтов ДНК, генная структура которых не только влияет на мыслительные способности индивидуума, на "включение" определенного объема, количества тупиков ли мозга, но и, возможно, сама изменяется в результате обратного воздействия "электроники" разумной деятельности, вполне может дать в итоге сложные, запутанные Лабиринты видовой Эволюции, истории, познания и пр. Человека. Сходство с Лабиринтом спиральной матрицы ДНК состоит так же и в том, что ни один из Тесеев не прошел до конца все тупики, заранее, с запасом построенные для всех: для Тесея, для Минотавра - неким Дедалом, а также и в том, что именно в ДНК и спрятан наш Зверь со всеми своими рефлексами, потенциальными способностями, раскрыть которые пока что выпала возможность лишь человеку мыслящему, а также некой внешней "силе", дарующей нам откровения, духовные и, возможно, уже видовые мутации. То есть, можно сказать, что матрица Лабиринта - ДНК заложена в каждом живом создании, и в каждом Лабиринте человека есть свой полузверь-получеловек, однако, разумным человек стать может по крайней мере... в коллективе. Одинокий Маугли мало чем отличается от Минотавра. Одинокие герои, юные ли жертвы гибли в Лабиринте. По классическому же мифу Тесей, во-первых, пошел в Лабиринт не один, а с группой жертв, а, во-вторых, с клубком ниток, переданных для него Ариадне Дедалом. Ариадна лишь дала ей имя. Нить, петляющая по всем пройденным тупикам, галереям - это память всего пройденного пути, знание ли, переданное путешественнику. В принципе, человек, получивший такое знание - это уже не Маугли, это тот же Заратустра, живущий на горе, доводящий свой тупик до совершенства. Однако, чтобы это стало частью общего познания, Тесей должен вернуться из Лабиринта к входу, спуститься с Горы к ждущим его, к давшим ему нить... Никуда не денешься, если даже диалог, душа герменевтики Гадамера, так напоминает собой взаимодействие двух спиралей ДНК или РНК, созидающих новые, противоположные себе. ........ ........
( в этой статье запутаться можно как в лабиринте ) Кто не заблудится - до встречи завтра |
Athina |
Людмила
После рассуждений о том, был или не было Минотавра, лирическое отступление на тему мифов: Живя в Греции определенное время, я убедилась в том, что практически все мифы имеют здесь доказательства Все места, находящиеся на территории Греции и упоминающиеся в мифах, реально существуют. Также, как и ворота в царство Аида Это место действительно существует в Греции.
Не только я, но и многие верят в то, что мифы - это не мифы, а наша история. Возможно, дошедшая до нас в несколько искаженном виде.
То же касается и истории христианства.
А относительно чудовищ: и сейчас рождаются чудовища, так почему такого и еще более изощренного не могло существовать в древности? Роль чудовищ, кстати, также спокойно могли играть некие животные типа динозавров, например
Первый пришедший в голову пример (христианский): Св. Георгий, изображенный на всех иконах убивающим змея. Это ж ведь тоже то еще чудовище Так вот, на западе Греции, в Ипире есть скала, на которой считается Св.Георгий поверг дракона (здесь это не змей, а дракон) и сбросил его вместе с большим куском скалы. На этом месте образовалась дыра, в которой теперь стоит церковь. А известно даже место, куда этот кусок скалы долетел и где находится Но не помню как называется |
Nаталья |
|
Nаталья |
|
Athina |