Annabelle is a female given name,a variant of Anna
30 октября 2008 (22:48)
ПЕЧАЛЬ ВАША - В РАДОСТЬ
ДОБРОДЕТЕЛЬ, НЕ ИСПЫТАННАЯ В СКОРБЯХ, НЕ ЕСТЬ СОВЕРШЕННАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ
События нашей жизни очень часто не зависят ни от наших желаний, ни от нашей воли. Как бы мы ни старались жить без огорчений, неприятностей и потерь, это плохо нам удается. Об этом предупреждает и Евангелие: "В мире будете иметь скорбь... " В то же время Церковь устами апостолов призывает нас не огорчаться, а даже радоваться печалям. Более того, по православному вероучению уныние относится к числу главных смертных грехов. Почему? Помочь разобраться в этой сложной проблеме согласился священник Вячеслав БРЕГЕДА, настоятель Никольского храма в д. Малинники Сергиево-Посадского района, который служит также в храме-часовне при Абрамцевской областной психиатрической больнице N 5.
- Прежде чем говорить о печали и унынии, хочу обратить внимание читателей на одно известное выражение: "поставить на попа", - начал беседу о. Вячеслав. - В обыденной жизни это означает просто поставить какой-то предмет в вертикальное положение. Духовный же смысл упомянутой "формулы" - привести наши мысли, чувства, понятия в правильное состояние. Попробуем так и поступить.
Отчего мы печалимся и зачастую впадаем в уныние? К примеру, кошелек с деньгами потеряли - и нашла на нас печаль. На работе начальник нас отчитал - снова печаль. Сосед построил новый дом, а мы живем в старом - то же самое... Все эти примеры лишь означают, что мы неправильно духовно предрасположены, и переживаемая нами печаль нравственно нездоровая, суетная. Все мы постоянно экзаменуемся жизнью. И если впадаем в печаль, как в приведенных примерах, - мы экзамен не выдерживаем. Мало того, наносим своей душе большой вред.
Как же относиться к неприятностям и скорбям? Святитель Иоанн Златоуст преподает нам глубокие уроки христианского поведения в подобных случаях. Если, скажем, у вас воры украли имущество, нужно не огорчаться и унывать, а со смирением просить Господа, чтобы Он принял это как жертву от нас. Печалиться нужно лишь тогда, когда мы согрешаем и теряем близость к Богу. В Ветхом Завете повествуется о том, как праведный Иов, лишившись всего имущества и скота, потеряв детей, пораженный затем проказой, говорил: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь (в землю). Бог дал, Бог и взял; да будет имя Господне благословенно!".
Конечно, многие из нас далеки от такого высокого духовного состояния, однако нам необходимо хотя бы знать, к чему нужно стремиться.
Глубокие духовные поучения мы можем найти не только у святых отцов, но и почерпнуть из отечественной классической литературы. Например, как не внять Пушкину: "Хвалу и клевету приемли равнодушно... ".
- Почему уныние относится к смертным грехам? На первый взгляд, человек просто кручинится, никому ничего плохого не делает, зла не причиняет?..
- Греховные проявления, свойственные человеческой природе, можно условно разделить на три вида: грехи против Бога, против ближнего и против самого себя. Не буду подробно на этом останавливаться, скажу только, что человек в унынии травмирует свою душу, помрачая в себе образ Божий, а по утверждению святых отцов, разумная душа дороже всей Вселенной. Такое состояние человека можно назвать душевной болезнью. Начальная ее ступень - печаль, затем уныние, которое нередко переходит в отчаяние. Как известно, Иуда после предательства Христа впал в отчаяние и совершил самоубийство - самый тяжкий из всех грехов.
Преподобный Силуан Афонский так нам советовал: "Держи ум свой во аде, но не отчаивайся".
- Одна их евангельских заповедей гласит: "Блаженны плачущие... ". Но разве плач - не выражение уныния? Нет ли здесь противоречия с заповедью?
- Плач - одно из величайших свойств человеческого духа. Иногда оно обнаруживается даже у животных. На первый взгляд действительно может показаться, что Церковь "восхваляет" плач. На самом деле в Евангелии речь идет о плаче покаянном, очистительном, когда люди оплакивают свои грехи и при этом исполнены решимости направить свою жизнь в праведное русло. Именно такие люди блаженны, истинно счастливы.
В жизни мы видим, что плач (как, впрочем, и радость) имеет разное происхождение. Например, сын-солдат вернулся из "горячей точки" и от внезапной этой радости мать воина не может не прослезиться. Здесь мы видим естественное проявление высоких человеческих чувств. Если же кто-то плачет от зависти или, напротив, радуется тому, что у соседа украли машину, - это, понятно, духовно ущербные чувства.
- Многие из нас очень тяжело переносят потерю близких, дорогих людей, некоторых охватывает глубочайшее отчаяние, и люди пытаются свое горе "залить" вином...
- Понятна человеческая скорбь, связанная с потерей близких, смириться с этим очень непросто. Но верующие люди всегда помнят о грядущем всеобщем Воскресении и Страшном Суде, они убеждены, что расставание с умершим - временно. Однако многие люди по маловерию или неверию этого воспринять не могут, для них это область религиозной фантазии и предрассудков. Что сейчас высекают на могильных плитах или памятниках? Чаще всего: "Помним", "Скорбим". А, например, в римских катакомбах христиане писали: "Спи, брат, отдыхай до всеобщего Воскресения. Встретимся на Страшном Суде".
Наш земной мир нередко называют "житейским морем". Главное для человека в тяжких, трагических обстоятельствах - не терять самообладания. Образно говоря, нельзя бросать весла, а надо изо всех сил стараться направить свою жизнь в спокойное, правильное русло. С Божией помощью любое горе возможно преодолеть.
Есть во всем этом и другая сторона. Нередко люди через скорби и страдания обретают веру и впервые переступают порог храма. У меня немало таких прихожан, которые признаются, что если бы в их судьбе не случилось скорбей, они вряд ли нашли бы дорогу к храму.
- Выходит, житейские тяготы, огорчения и скорби приносят человеку больше духовной пользы, чем удовольствия и увеселения?
- Несомненно. Ибо "многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие". Необходимо учиться мужеству. Очень ценно, когда человек это понимает и старается преодолевать искушения и всякого рода жизненные коллизии, сложности. "Мужайтесь, - говорит Христос, - Я победил мир". Мы, к сожалению, в большинстве своем живем по другим принципам, мы хотим, чтобы все у нас было спокойно, безболезненно, беспечально - и подобное отношение к жизни прививаем своим детям, растим их неподготовленными к испытаниям. Зачастую именно в этом причина неспособности молодых людей создать семью. После первых же семейных неурядиц, ссор они впадают в панику и подают заявление о расторжении брака...
У карагандинского старца Севастиана была фотография на столе. Когда у него спрашивали, кто запечатлен на ней, он отвечал: "Мой благодетель. Через него я получил 10 лет тюрьмы и стал тем, кем являюсь. Я постоянно за него молюсь". Вот пример христианского отношения к жизни, осознания благости промысла Божия во всех, даже в трагических обстоятельствах. Ибо сказано: "Молитесь за обижающих вас и гонящих вас".
- Еще одна характерная житейская ситуация: человек серьезно болен и многие годы, а иногда и всю жизнь, тяжело страдает...
- Когда я учился в духовной семинарии, нас приглашали причастить тяжко болящую сестру одного известного (ныне уже покойного) владыки. У этой женщины был неизлечимый недуг, она многие годы не вставала с постели. Мне на всю жизнь запомнилось ее светлое лицо. В нем не было ни тени печали, хотя она очень страдала. Каждый день она вычитывала псалтирь, беседуя с ней, я не чувствовал, что нахожусь рядом с тяжело больной...
По учению святых отцов, главное, чтобы был здоров наш внутренний человек, то есть наша душа. Внешние болезни они считали за ничто и благодарили за них Бога. Даже вещи некоторых святых обладали целебной силой, хотя сами они имели смертельные недуги. Однако эти подвижники никогда не просили Господа о своем исцелении, они принимали болезни как дар Божий.
Самое тяжкое - это когда болящему приходится претерпевать боль. Но и в таких случаях отчаиваться не нужно. "Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух твой спасает", - полагал святитель Тихон Задонский. Ему вторил преподобный Серафим Саровский: "Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более".
Денисенко Раиса
Одни говорят с небом спорить нельзя, то что дали иметь,то имей Ещё говорят жить надо как вся земля но дело во мне.а не в ней знаю внутри меня сотни тысяч безумств, да,я просто другая Меня разрывает на части от сил,и от чувств,а может быть я уже голубая?
Kerri
30 октября 2008 (22:54)
Спасибо, девочка, если бы все это получалось в жизни. Было бы прекрасно. Но за порыв душевный (За это и ладошка в непонятой теме) За достоинство и человеческую , женскую сущность - спасибо тебе. Давно хотела сказать.
annabelle
Annabelle is a female given name,a variant of Anna
30 октября 2008 (23:03)
(Автоматический перевод с транслита!)
Керри ,
.
Да никогда оно не получается в жизни так , но если не верить , не выжить...
Одни говорят с небом спорить нельзя, то что дали иметь,то имей Ещё говорят жить надо как вся земля но дело во мне.а не в ней знаю внутри меня сотни тысяч безумств, да,я просто другая Меня разрывает на части от сил,и от чувств,а может быть я уже голубая?
Изменить сообщение можно только в течение часа после его создания.
Каждый участник дискуссии может поставить в теме сигнальный флажок, если по его мнению, в теме имеет место конфликт (ссора, оскорбления участников) или флуд.