Форум на ОКУЛУС

Тема 11622, сообщений: 25

начало | 1 . 2 . 3 | конец
Автор Сообщение
Rusea
     8 ноября 2007 (10:30)

Да мне как-то отдельная работа на эту тему не попадалась. Впрочем, у той же Андреевой этому вопросу посвящено довольно много материала. Можно ее почитать. Классика социальной психологии, всё же...

aqua72
Clinic happy
     8 ноября 2007 (10:42)

(Автоматический перевод с транслита!)

Спасибо


"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Rusea
     8 ноября 2007 (10:55)

В принципе, не за что...

Если что-то найду по этому вопросу - выложу.

Психические явления - вообще интересная тема. И очень интересно отслеживать процесс общения на форуме, поскольку он несколько "обеднён" отсутствием невербалики....

Собственно, я и выложила материал для того, чтобы обратить внимание каждого на данные феномены. Может быть, это поможет исключить некоторые недоразумения, время от времени возникающие в процессе дискусии.

aqua72
Clinic happy
     8 ноября 2007 (11:13)

(Автоматический перевод с транслита!)

Исключить тяжеловато будет...но на ценные мысли наводит.Я думаю многие пришли на сайт,чтобы узнать себя.Здесь действительно масса ценной инфо


"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Rusea
     8 ноября 2007 (11:45)

Aqua,

вот нашла еще немного по интересующему Вас вопросу:

"Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса:

1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);

2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

...характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам) . Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя .

Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком .

На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями (некоторые полагают, что нельзя полностью отождествлять атрибутивный процесс и процесс межличностного познания), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представления о содержании межличностного восприятия.

Дополнительные знания были получены и о том, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из «любимых», а другая — из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым», а отрицательные — «нелюбимым».

Это соответствует идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на «наивную» психологию «человека с улицы», т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т.д. Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» — хорошие.

Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание и идее контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт. Все подобного рода экспериментальные исследования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего плана — вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева .

Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д. Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятии. Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко («он — скрытный», «он — себе на уме» и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.

Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации."

Вот так, "кратенько"...

aqua72
Clinic happy
     8 ноября 2007 (11:54)

(Автоматический перевод с транслита!)

Русеа,тем самым,получается, что вся проблема в нашем восприятии другой личности. Та-же самая личность может стать,как по взмаху волшебной палочки,хорошей или плохой.это очень помогло-бы многим семьям и парам остаться вместе.Идеальный партнер всегда рядом-надо только создать его посредством изучения той-же атрибуции.Припишем человеку желанные качества-и они будут...ну или что-то в этом роде


"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Rusea
     8 ноября 2007 (12:06)

Та-же самая личность может стать,как по взмаху волшебной палочки,хорошей или плохой.это очень помогло-бы многим семьям и парам остаться вместе.Идеальный партнер всегда рядом-надо только создать его посредством изучения той-же атрибуции

Хотелось бы...

К сожалению, атрибуция больше бессознательная реакция на поведение партнера. Как, впрочем, и другие "эффекты".

Можно, конечно, создать "идеальный образ" партнера, но реальность рано или поздно "взьмет свое". Нельзя до бесконечности жить в иллюзиях если вы (абстрактно) здравомыслящий человек и адекватно воспринимаете происходящее.

Тут другое.

При определенных затруднениях в отношениях можно решить вопрос, выяснив у самого партнера причины его поведения. Если и с этим проблемы - обратиться к специалисту (например, к психологу), который поможет правильно "расставить акценты".

Каузальная атрибуция как раз и обозначает нехватку информации и, как следствие, неправильное оценивание = дальнейшие выводы и действия.

Вот чем хороша астрология для психологов, так это тем, что карты партнеров или синастрия позволяют определить проблемные точки во взаимодействии и постараться их не обострять.

Натальная карта, имхо,- универсальный психологический тест...

aqua72
Clinic happy
     8 ноября 2007 (12:12)

(Автоматический перевод с транслита!)

Вот чем хороша астрология для психологов, так это тем, что карты партнеров или синастрия позволяют определить проблемные точки во взаимодействии и постараться их не обострять.

Но как видно без знания психологии,астро тоже не очень...,все так взаимосвязано....


"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
     8 ноября 2007 (12:39)

Русея,зная о том,что человек разведется.Вы будете продолжать с ним беседовать, как правильно гармонировать и как можно сохранить семью?Этим тестировать пациента и еще за это брать плату?

Вот чем хороша астрология для психологов, так это тем, что карты партнеров или синастрия позволяют определить проблемные точки во взаимодействии и постараться их не обострять.

Натальная карта, имхо,- универсальный психологический тест.Да еще и оплачиваемый.

А потом,когда все-таки не получится снизить обострение и сохранить семью .Вы говорите удивленно -понимающе.Расписываясь в своей несостоятельности,но при этом Оправдывая себя.

Отвечая клиенту:

К сожалению, атрибуция больше бессознательная реакция на поведение партнера. Как, впрочем, и другие "эффекты

ElKa
     8 ноября 2007 (12:57)

Имеющий уши - да услышит,

имеющий глаза - да увидит

Эта тема, безусловно, полезна. Только не достучиться она до тех личностей, которые в силу своих особенностей - "глухие". А остальные и так все понимают.

Каждый со своей "линейкой" входит в процесс общения. В реале! А что говорить про виртуал? Виртуал-то еще и искажает((((


Если уж верить в то, чего увидеть нельзя, то лучше верить в чудеса, чем в бактерии.(с) Карл Краус
начало | 1 . 2 . 3 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере