Да мне как-то отдельная работа на эту тему не попадалась. Впрочем, у той же Андреевой этому вопросу посвящено довольно много материала. Можно ее почитать. Классика социальной психологии, всё же...
aqua72
Clinic happy
8 ноября 2007 (10:42)
(Автоматический перевод с транслита!)
Спасибо
"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Rusea
8 ноября 2007 (10:55)
В принципе, не за что...
Если что-то найду по этому вопросу - выложу.
Психические явления - вообще интересная тема. И очень интересно отслеживать процесс общения на форуме, поскольку он несколько "обеднён" отсутствием невербалики....
Собственно, я и выложила материал для того, чтобы обратить внимание каждого на данные феномены. Может быть, это поможет исключить некоторые недоразумения, время от времени возникающие в процессе дискусии.
aqua72
Clinic happy
8 ноября 2007 (11:13)
(Автоматический перевод с транслита!)
Исключить тяжеловато будет...но на ценные мысли наводит.Я думаю многие пришли на сайт,чтобы узнать себя.Здесь действительно масса ценной инфо
"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Rusea
8 ноября 2007 (11:45)
Aqua,
вот нашла еще немного по интересующему Вас вопросу:
"Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса:
1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);
2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).
Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.
...характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам) . Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя .
Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком .
На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями (некоторые полагают, что нельзя полностью отождествлять атрибутивный процесс и процесс межличностного познания), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представления о содержании межличностного восприятия.
Дополнительные знания были получены и о том, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из «любимых», а другая — из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым», а отрицательные — «нелюбимым».
Это соответствует идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на «наивную» психологию «человека с улицы», т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т.д. Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» — хорошие.
Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание и идее контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт. Все подобного рода экспериментальные исследования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего плана — вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева .
Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д. Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятии. Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко («он — скрытный», «он — себе на уме» и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.
Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации."
Вот так, "кратенько"...
aqua72
Clinic happy
8 ноября 2007 (11:54)
(Автоматический перевод с транслита!)
Русеа,тем самым,получается, что вся проблема в нашем восприятии другой личности. Та-же самая личность может стать,как по взмаху волшебной палочки,хорошей или плохой.это очень помогло-бы многим семьям и парам остаться вместе.Идеальный партнер всегда рядом-надо только создать его посредством изучения той-же атрибуции.Припишем человеку желанные качества-и они будут...ну или что-то в этом роде
"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Rusea
8 ноября 2007 (12:06)
Та-же самая личность может стать,как по взмаху волшебной палочки,хорошей или плохой.это очень помогло-бы многим семьям и парам остаться вместе.Идеальный партнер всегда рядом-надо только создать его посредством изучения той-же атрибуции
Хотелось бы...
К сожалению, атрибуция больше бессознательная реакция на поведение партнера. Как, впрочем, и другие "эффекты".
Можно, конечно, создать "идеальный образ" партнера, но реальность рано или поздно "взьмет свое". Нельзя до бесконечности жить в иллюзиях если вы (абстрактно) здравомыслящий человек и адекватно воспринимаете происходящее.
Тут другое.
При определенных затруднениях в отношениях можно решить вопрос, выяснив у самого партнера причины его поведения. Если и с этим проблемы - обратиться к специалисту (например, к психологу), который поможет правильно "расставить акценты".
Каузальная атрибуция как раз и обозначает нехватку информации и, как следствие, неправильное оценивание = дальнейшие выводы и действия.
Вот чем хороша астрология для психологов, так это тем, что карты партнеров или синастрия позволяют определить проблемные точки во взаимодействии и постараться их не обострять.
Вот чем хороша астрология для психологов, так это тем, что карты партнеров или синастрия позволяют определить проблемные точки во взаимодействии и постараться их не обострять.
Но как видно без знания психологии,астро тоже не очень...,все так взаимосвязано....
"Пойти и взять. Разве боги Олимпа спрашивают? Хотят одолеть - одолевают. Надо уметь хотеть, как хотят боги " (Голосовкер, Сказания о Титанах)
Русея,зная о том,что человек разведется.Вы будете продолжать с ним беседовать, как правильно гармонировать и как можно сохранить семью?Этим тестировать пациента и еще за это брать плату?
Вот чем хороша астрология для психологов, так это тем, что карты партнеров или синастрия позволяют определить проблемные точки во взаимодействии и постараться их не обострять.
Натальная карта, имхо,- универсальный психологический тест.Да еще и оплачиваемый.
А потом,когда все-таки не получится снизить обострение и сохранить семью .Вы говорите удивленно -понимающе.Расписываясь в своей несостоятельности,но при этом Оправдывая себя.
Отвечая клиенту:
К сожалению, атрибуция больше бессознательная реакция на поведение партнера. Как, впрочем, и другие "эффекты
ElKa
8 ноября 2007 (12:57)
Имеющий уши - да услышит,
имеющий глаза - да увидит
Эта тема, безусловно, полезна. Только не достучиться она до тех личностей, которые в силу своих особенностей - "глухие". А остальные и так все понимают.
Каждый со своей "линейкой" входит в процесс общения. В реале! А что говорить про виртуал? Виртуал-то еще и искажает((((
Если уж верить в то, чего увидеть нельзя, то лучше верить в чудеса, чем в бактерии.(с) Карл Краус
Изменить сообщение можно только в течение часа после его создания.
Каждый участник дискуссии может поставить в теме сигнальный флажок, если по его мнению, в теме имеет место конфликт (ссора, оскорбления участников) или флуд.