Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен (А.Блок)
zelesta
23 декабря 2009 (09:20)
May555- классно разобрали, неординарно. Я такого разбора идеи фильма еще ни от кого не слышала, даже от тех, кто его очень любит. И особенно порадовало, что любите Олега Митяева.
zelesta
23 декабря 2009 (09:51)
Вот что нашла про Надю в критической статье:
Образ главной героини фильма — Нади, — созданный Барбарой Брыльской, на глубинном уровне обнаруживает архетипические черты, и это довольно прямолинейно выражено в языке киноповествования. Наибольшее количестве мишуры в кадре появляется именно в сценах с участием Нади. Общие планы сцен часто сняты будто через мишуру11. На некоторых крупных планах ее лицо появляется около поблескивающего заледеневшего окна, в данном контексте — синонима мишуры. Вокруг ее визуального образа словно создается дымка, аура волшебства. В финале фильма Женя, сидя на кровати, рассказывает матери перипетии своей неожиданной поездки, затем ложится спать. Кадр пуст, в нем нет ни мишуры, ни блесток; он снят с обычной резкостью, без размывающих светофильтров. Однако после того, как приходит Надя, появляется кадр, снятый с того же ракурса, что и сцена разговора с мамой, только на сей раз на месте Жениной матери сидит Надя, и тут справа оказывается виден длинный хвост мишуры — видимо, специально повешенный на камеру, потому что из обстановки очевидно, что висеть ему не на чем.
Образ главной героини в высшей степени синтетичен, сознательно сконструирован почти по гоголевскому методу: Надю играет одна актриса, озвучивает другая (В. Талызина), а песни за нее поет третья (А. Пугачева). Сама же она — образец идеальной романтической возлюбленной, которая откровенно чужда всему бытовому, способна по-настоящему доверять и вызывать ответное доверие.
zelesta
23 декабря 2009 (09:54)
Можно привести минимум две культурные модели, к которым восходят облик и поведение Нади. В советское время, как убедительно доказывает С. Адоньева12, похожим образом конструировался образ Снегурочки — для того, чтобы поставить в центр праздника образ вечной женственности. А Е. Душечкина13 пишет о литературной традиции очеловеченной новогодней елки и реализующемся в этом образе женском начале (исследовательница пишет в основном о традиции XIX века, но и в XX веке сразу можно вспомнить хрестоматийные «Вальс с чертовщиной» и «Вальс со слезой» Б. Пастернака и «Прощание с новогодней елкой» Б. Окуджавы). Обе эти коннотации по-разному поддержаны на визуальном уровне. На типологическое родство со Снегурочкой работает своеобразная «природность» героини, взаимосвязь внешнего мира и ее внутренней жизни. Она идет по городу, а за ней гаснут фонари, взмывают вихри снега и кружатся — тоже вихрями — птицы. При этом она все время словно не вписывается в привычный человеческий мир: в фильме постоянно подчеркивается ее бытовая неприспособленность, непрактичность. Примеров сродства Нади со сказочным миром много: в частности, можно вспомнить светлые волосы — один из главных иконографических атрибутов Снегурочки. Еще одно свидетельство «нездешности» Нади, подобной природе Снегурочки, — иностранное (хотя и «социалистическое») происхождение актрисы.
zelesta
23 декабря 2009 (09:58)
Вот вся статья, потому что процитировать хочется многое, но в формате форума невозможно. Если такая ссылка уже была - прошу прощения.
Изменить сообщение можно только в течение часа после его создания.
Каждый участник дискуссии может поставить в теме сигнальный флажок, если по его мнению, в теме имеет место конфликт (ссора, оскорбления участников) или флуд.