Почитайте лучше "Гадкого утенка". Там дан исчерпывающий ответ на вопрос почему. Да и у Высоцкого есть песня на подобную тему. Социум, особенно еще эмоционально не зрелые подростки, не приемлет отклонений ни в одну из сторон. Просто кто-то ломается, а кто-то говорит: “хрен вам, не дождетесь” и достигает немыслимых высот
Термин, вынесенный в заголовок, является довольно распространенным, употребляемым как специалистами, сталкивающимися с таким поведением по роду своей работы, так и обычными людьми. Однако ни в одном из словарей - психологическом, социологическом, философском, этическом - его нет, причем это относится ко всем советско российским изданиям XX в. Парадокс! Но такое бывает, когда слово кажется настолько понятным и однозначным, что никто не затрудняется уточнением его дефиниции: Попробуем разобраться с этим загадочно мистическим понятием.
Поведение человека в широком смысле - это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, к внешнему и внутреннему миру, к себе, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права. Аксиоматично считается, что все наше поведение социально обусловлено и поэтому, естественно, все оно социально, но может быть и асоциальным.
Асоциальное (от греч. "а" - отрицательная частица) - характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам. Отсюда асоциальное поведение - поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом. Получается, что речь идет о нарушении правовых и нравственных норм, но ловушка заключается в том, что правовые нормы, даже если они и нарушаются, всегда четко прописаны и в каждом государстве существует единая система правовых норм. Нравственные нормы не писаны, а подразумеваются, они закреплены в традициях, обычаях, религии. То есть существует веер представлений о нравственных нормах, и их может быть столько, сколько носителей этих представлений. Похоже обстоит дело и с понятиями мораль - нравственность и асоциальное поведение. Все их знают, употребляют, но четкой разницы между ними невозможно найти ни в одной работе по этике, не говоря уже о том, что сами эти понятия также не имеют ясных определений. Мораль - это некое совмещение "Я" и "Ты", возможность диалога, единства. Общество обособляет, а мораль выступает своеобразной компенсацией за отчуждение. Это ценность, которая для каждого из нас имеет свою важность. К примеру, гедонистическая мораль, где основной принцип - наслаждение, эгоизм, не является социальной. Почему? Человек озабочен только собой и стремится получить максимум положительных эмоций и минимум отрицательных. Звучит заманчиво. А почему мы должны стремиться к отрицательным эмоциям? Подвох в том, что здесь имеет место озабоченность только собой, а интересы другого просто не принимаются в расчет. Отсюда базовое противоречие. Внутри своей морали человек сохраняет идеалы и ценности, а мораль выступает способом или формой их реализации. При взаимодействии с другими людьми, чьи интересы он вольно или невольно игнорирует, его поведение будет восприниматься как асоциальное.
Если рассмотреть в исторической перспективе представления о правилах человеческого поведения, то древнегреческие воззрения, которые очень стали популярны и в наше время, объясняли обусловленность норм человеческого общения общемировыми, космическими процессами и порядками. Аристотель считал позитивным поведение, устанавливающее порядок, а негативным - нарушающее, при этом основным понятием для него являлась дихотомия "справедливое несправедливое". И асоциальное поведение для него выступало как несправедливое. В дальнейшем представления о правильном и неправильном в человеческих отношениях и поступках сопровождались формализацией неких рациональных правил, но изначально речь шла о социальной регуляции поведения, осуществляемой с помощью этих правил.
Калинка - уж не знаю, правильно ли я поняла, но уточню, что поняла мн етемка напоминает фильм Чучело. и роль, которую играет Орбакайте в детстве. это как пройтись по школам и классам чтобы увидеть как травят одноклассников?
И бывает объяснять уже объясненное надоедает в объяснениях. - я, как филолог по образованию, тащусь от этой фразы
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.
Калинка
не от мира сего-)
18 октября 2010 (18:03)
социум, особенно еще эмоционально не зрелые подростки, не приемлет отклонений ни в одну из сторон.
но есть же душевно-психологические возможности индивида, донести даже молча, а просто присутствуя, свои жизненные установки.
Можно "любым отклонением" наоборот заинтересовать и сделать его, скажем, популярным.
И для этого кому-то не обязательно что-то доказывать, а достаточно просто быть.
И это заложено где-то на на уровне энергетики.
Cavalera
18 октября 2010 (18:04)
Просто кто-то ломается, а кто-то говорит: “хрен вам, не дождетесь” и достигает немыслимых высот - да уж, чаще всего подросток вешается в гараже у папы
Почитайте лучше "Гадкого утенка". - согласна, я читала Дюймовочку
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.
АннаВита
никто
18 октября 2010 (18:22)
Извините, отсутствовала.
л.шмидт
Черная овца, которая является ею из-за того, что она - белая ворона
Калинка
11 дом - общество. Не подумала о связи с 12-ым, спасибо.
Woodson
Никак нет. Если расскажете, чем вызван вопрос, - буду премного благодарна.
и вообще меня здесь нет
Galaxyalex
18 октября 2010 (18:25)
Какие же показатели у асоциальности?
А какая связь между изгоем и асоциальностью???
Человек изгой - как пpавило очень даже социален. Иначе как он мог бы понять - изгой он или нет, если бы ему, не будь он социальным, социум был бы по баpабану???
Европа будет Свободной!!!
АннаВита
никто
18 октября 2010 (18:27)
Cavalera
Да всё хорошо, правильно вас несёт. Но если в любом коллективе оказываешься не к месту, стоит задуматься, что надо искать причину в себе.
Правда, в той песне смысл, на мой взгляд, совсем другой. Там скорее об отсутствии чувств, беспорядочных половых связях. Как вы предположили, причина в пофигизме. Но, по-моему, из пофигистов и подхалимов строится образцовая серая масса, а не "неприкасаемые", которые были в Индии.
и вообще меня здесь нет
Калинка
не от мира сего-)
18 октября 2010 (18:30)
Человек изгой - как правило очень даже социален. [Насмешил] Иначе как он может понять - изгой он или нет, если ему (асоциалу) социум был бы по баpабану???
Совершенно точно, тут как-будто смешались термины, асоциальный, изгой, отторжение от общества, тут или разные смыслы, или совсем другие оттенки.
Калинка
не от мира сего-)
18 октября 2010 (18:33)
Чучело. и роль, которую играет Орбакайте в детстве
Cavalera
да, я просто подумала, что слово пофигизм относится к изгоям, а не к окружающим его и делающим таковым
Изменить сообщение можно только в течение часа после его создания.
Каждый участник дискуссии может поставить в теме сигнальный флажок, если по его мнению, в теме имеет место конфликт (ссора, оскорбления участников) или флуд.