Тема 26605, сообщений: 444
Хеллингер. Мужчины и женщины. Вслед страшным аспектам Венеры. |
Автор | Сообщение |
Crona |
|
jane lotos ![]() |
|
Crona |
![]() ![]() к
Благодаря практике внутреннего развертывания мандалы (психотехнике визуализации) осуществляется «прорыв в трансценденцию», когда открывается доступ к «универсальному глубинному сознанию» («фундаментальному сознанию», «сверхсознанию»), — в своей терминологии Говинда опирается на работы К. Юнга, Р. Ассаджиоли и др. — как называет Говинда буддийскую «алая-виджняну» («сознание-хранилище»), «в котором находятся исконные формы, архетипы, ядра или зародыши (биджа) всех вещей» (4, с. 265). В «глубинном сознании» индивидуальное бытие человека (Dasein) «находит свое универсальное осуществление» (Говинда цит. по: 3, с. 155), то есть в нем проявляется связь каждого индивидуума с прошлым, настоящим и будущим.
|
Crona |
![]() ![]() к методам...
ГЛАВА III. МЕТОДЫ ЮНГИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА Лечение душ
Юнг пишет в своих «Воспоминаниях, снах и размышле¬ниях», что его задача состоит в «исцелении душ». Про¬тивоположно большинству классических психотера¬пий, направленных в общем и целом на приспособле¬ние личности и лечение симптомов, и основанных на применении техник манипулятивного характера, юнгианская психотерапия нацелена на исцеление души, приближение к священному. Ее цель не только в изле¬чении патологии, но особенно в достижении индивиду¬альной полноты, в самореализации. Глубины каждого человеческого существа скрывают в себе зерно, заклю¬чающее в себе все его будущее развитие, зерно, конеч¬ный смысл которого в том, чтобы быть божественным семенем, и принципиальная миссия юнганской психо¬терапии состоит в том, чтобы помочь этому семени ра¬сти и развиваться вплоть до своей полной зрелости, осуществляя весь свой потенциал. Какие методы разви¬вал Юнг для достижения этой цели? Он говорит нам, что в течение естественного процесса индивидуации он нашел модель и ключевой принцип для своего лечеб¬ного метода. Процесс индивидуации протекает в основном бессознательно и автономно, и через этот процесс психика в связи со своим естественным и спон¬танным стремлением к полноте старается гармонизи¬ровать свое сознательное и бессознательное содержание. Следовательно, объясняет Юнг, «лекарь должен следовать за природой, как за проводником», и его вме¬шательство заключается не столько в обеспечении ле¬чения, сколько в развитии латентных созидательных способностей пациента.
Юнг наблюдал, что те его пациенты, которым удава¬лось самостоятельно освободиться от рабства своих собственных проблем и которые достигали высших уровней развития и психической интеграции, в действи¬тельности просто не мешали событиям идти своей че¬редой. Они позволяли своему бессознательному бесе¬довать с ними в тишине и терпеливо выслушивали его сообщения, уделяя им все свое внимание самым серьез¬ным образом. Другими словами, они устанавливали сознательные отношения со своим бессознательным.
Искусство сделать так, чтобы события происходили сами собой, действие при помощи бездействия, позво¬лить событиям совершаться самим по себе, как го¬ворил Мейстер Эккарт, стало для меня ключом от двери доступа к этому пути. Мы должны быть способ¬ны позволить событиям произойти самим по себе. У нас речь идет здесь об искусстве, которое полностью игнорируется большинством людей. У них сознание все время вмешивается, помогает, исправляет и отри¬цает, так и не допуская спокойного развития психиче¬ского процесса.
Когда же мы разрешаем психическому процессу спо¬койно развиваться, бессознательное оплодотворяет сознание, а сознание освещает бессознательное. Взаимное слияние и единение двух противоположностей способствует росту сознания и расширяют личность. Согласно Юнгу, это совершается в наилучших условиях, когда процесс не направляется извне и лекарь не вме¬шивается в работу природы. По мере того как создается расширенная личность, расцветает и преобразуется сознание, и появляется новый центр личности — Са¬мость,— тогда как тенденции эго уменьшаются. Тогда новый центр привлекает к себе, подобно магниту, все, что принадлежит личности присущим образом, по-на¬стоящему и истинно — все, что составляет ее уникаль¬ность. Целостность и единство индивида устанавли¬ваются постепенно, на основе этого первоначального и фундаментального плана, а все, что несущественно, поверхностно и наносно, отпадает само собой. На этой стадии эго, развивавшееся в результате давления и дик¬тата со стороны внешнего мира, культурного окруже¬ния, подчиняется и позволяет проявляться давлениям, требованиям и стремлениям внутреннего мира инди¬вида: оно позволяет выразиться внутреннему существу, душе Самости. Таким образом эго оказывается прине¬сенным в жертву Самости; земное существование при¬обретает смысл, индивид входит в соприкосновение с духовным. Его исходное бессознательное состояние преобразовалось в высшее сознание, и круг личности, символом которой является мандала, соединился и исполнился.
Как происходит гармонизация сознательной и бес¬сознательной составляющих, никто не знает. Ибо речь идет о процессе иррациональной природы в продолже¬ние всей жизни. В юнговской психотерапии нет ника¬кого стационарного метода лечения. Методы разви¬ваются естественным образом, по мере продвижения работы вперед, отвечая потребности конкретного чело¬века. Поскольку каждый человек уникален и непред¬сказуем, Юнг призывает врачевателей освободиться от любого вида предрассудков и теоретических истин и оставить всякий метод и всякую предварительную тех¬нику. Он утверждает, что намеренно несистематичен, и что единственным уместным подходом является по¬нимание индивида. «С каждым пациентом нам нужно говорить на своем особом языке».
И тем не менее Юнг использовал в своей практике два основных способа: работу со снами и активное во¬ображение. Если толкование снов имеет длительную историю, восходя к самой ранней античности, активное воображение является оригинальным продуктом юнгианского искусства. В глазах Юнга процесс активного воображения является эквивалентом алхимической де¬ятельности. Он подразумевает, по своей сути, постоян¬ный диалог между двумя противоположностями — сознанием и бессознательным, во время которого все аспекты существа постепенно оказываются соединен¬ными вместе. Это — работа примирения и единения противоположностей, ведущая к психологическому преобразованию.
Сей процесс включает в себя несколько этапов. В са¬мом начале речь идет о достижении спокойного со¬стояния рассудка, свободного от мыслей, способного просто наблюдать абсолютно нейтрально, без всякого суждения, констатировать спонтанное появление и развертывание содержания бессознательного, фрагменты фантазмов. Эта первая фаза вполне сопоставима с общепринятыми практиками медитации. Затем опыт регистрируется в письменной форме или в другой ощутимой форме — рисунке, живописи, скульптуре, танце ими любой другой форме символического выраже¬ния. На следующей стадии сознательная ментальность начинает активно и намеренно участвовать в процессе состоянии с бессознательным. Значение бессознательного выражения и его послание должны применяться и примиряться с точкой зрения и требова¬ниями сознательной ментальности. Юнг говорит:
Это — в точности, как если бы имел место диалог между двумя человеческими существами, равными в своих правах, где каждый оказывает доверие другому, предоставляя ему право выдвигать аргументы, и где оба считают, что их усилия необходимы, чтобы под¬вергать сомнению противоречивые и предвзятые мне¬ния посредством честной дискуссии, углубленного сравнения точек зрения с тем, чтобы вытащить на свет Божий позиции каждого участника.
Как только эго и бессознательное вступили в диалог, и мы начинаем понимать, что способны жить созна¬тельно, у нас должны появиться этические установки и обязанности. Мы больше не можем вести свою жизнь, оставаясь глухими к внутренним движениям бессозна¬тельного.
Здесь необходимо будет подчеркнуть, что принципы юнгианской психологии применяются не как медицин¬ское лечение, но скорее — как метод самовоспитания. Психотерапия, говорит Юнг...
...трансцендирует свои медицинские первоисточники и перестает быть простым методом лечения больного. С того момента она применяется к здоровому челове¬ку как к человеку, имеющему право на психическое здоровье, единственной болезнью которого является страдание, которое затрагивает нас всех. По этой при¬чине можно утверждать, что аналитическая психоло¬гия служит делу общественной пользы...
В своей психотерапии Юнг стремится ввести пациен¬тов в состояние текучести, благодаря которому они пе¬реживают опыт изменения и роста, не привязываясь к определенным условиям. В то же время он стремится разбудить в них чувство их надличностных связей, с тем чтобы расширить их способности сознания за пре¬делами личностного сознания. Это особенно важно для современного человека, который в связи со своей рациональной установкой отрицал и оттеснил духов¬ное измерение жизни. Юнг настаивает на том, что ду¬ховный или религиозный характер опыта не опирается ни на какое верование, ни на какую догму, ни на какую метафизическую категорию, но исполняет фундамен¬тальную психическую функцию, приобретающую важ¬ное значение. Он допускает, что не может быть лич¬ного излечения без обретения человеком религиозно¬го видения жизни.
Психотерапевт играет в терапии центральную роль, в маетности, благодаря той тесной связи, которую он под¬держивает со своим пациентом. По Юнгу, терапия является диалектическим процессом, в котором про¬тивопоставляются друг другу две психические реаль¬ности, и где их встреча должна затронуть и изменить обоих. Если терапия хочет быть эффективной, вра¬чеватель, так же как и пациент, не может не выйти абсолютно целым и невредимым из данного опыта. Концепты представляют собой инструменты защиты относительно опыта, и благодаря им врачеватель мо¬жет поддерживать соответствующую дистанцию со сво¬им пациентом; но с другой стороны, концепты не представляют собой обязательств. Однако, как говорит Юнг, «разум не размещается в концептах». Таким образом, врачеватели не должны укрываться за экраном своего профессионального авторитета, ибо такое отношение лишило бы их важной информации, способной прийти к ним по каналу их бессознательного. В то же время Юнг непременно, хочет позволить своим пациентам стать психологически зрелыми, снова обрести доверие к самим себе и быть независимыми от своего врачевателя. Как подмастерья алхимика, пациенты напрасно будут узнавать «все лабораторные хитрости», им обяза¬тельно нужно самим погрузиться в опус, ибо «никто не может его сделать за них». Так процесс индивидуации оказывается бесконечным и должен продолжаться и далеко за пределами окончания терапии и ее фор¬мальной фазы. Выражаясь языком психотерапевта, Юнг нам говорит, что благодаря всему разнообразию и множеству лиц, которых ему довелось встретить в ходе своей работы, он смог приобрести бесценный опыт, и эти встречи представляют собой самые прекрасные и самые знаменательные отношения, какие у него склады¬вались когда-либо за все его существование.
Важно подчеркнуть, что индивидуация ведет не толь¬ко лишь к расширению личности, но также и к рас¬ширению коллективных взаимоотношений. Противо¬положно тому, что иногда считают некоторые люди, индивидуация нисколько не влечет за собой попытки изоляции, отречения от социальной и этической от¬ветственности; личностное сознание и коллективное сознание взаимообогащаются в соответствии с естест¬венным и спонтанным движением вперед. Процесс индивидуации...
«...дает рождение сознанию человеческой общности именно потому, что он позволяет нам осознать реаль¬ность бессознательного, которое объединяет и касает¬ся целого человечества. Индивидуация — это прими¬рение одновременно с самим собой и с человечест¬вом, поскольку мы являемся частью человечества»
Здесь мы снова встречаем на тех же самых основани¬ях буддийскую идею сострадания, которая является вторым аспектом мудрости; мудрость и сострадание, две стороны одной монеты, из которых одна представ¬ляет личностное сознание, а другая — трансличностное сознание, обе из которых в равной степени необходи¬мы для достижения просветления.
Заметим, в конце концов, что работы Юнга имеют настолько вневременной характер и такой безгранич¬ный размах, что невозможно даже приблизительно пе¬редать все их богатство и все их значение, а также то влияние, которое они способны оказать на психику индивида. Кроме того, поскольку творчество Юнга раз¬вивалось последовательными этапами, трудно передать весь его размах в поверхностном изложении, или же сосредоточиваясь только на одном из аспектов; тем бо¬лее это трудно, если пытаться анализировать его мето¬ды. Чтобы понять эту работу, ее нужно охватить в сово¬купности, и даже тогда мы не избавлены от трудностей. Вот комментарий на эту тему одного из учеников Юнга, Аиры Прогоффа:
...Я наблюдал... что везде, где преподавали его тео¬рии и практику в качестве конкретной юнгианской психологии, везде настаивали на структуре мысли с ее терминологией и концептами. Я осознал, что одной из причин этого была возможность преподать по край¬ней мере терминологию, тогда как мощное прямое сознание, достигнутое Юнгом, преподать было невоз¬можно.
Во время разговора с философом Прогофф поде¬лился с ним этим открытием; после долгой дискуссии он нетерпеливо задал Юнгу следующий вопрос:
Предположите, что вы освободились от всех трудно¬стей, связанных с поиском интеллектуально удовлетво¬рительной формулировки ваших методов; предполо¬жите, что вы можете их сформулировать, не учитывая неправильные толкования и неправильное употреб¬ление, которым они могут подвергнуться со стороны других людей; предположите, что вы можете их сфор¬мулировать так, чтобы верно отражать ваши самые подлинные впечатления на эту тему; что из этого сле¬довало бы?.. «Ах, — ответил тот, — это было бы очень смешно. Это было бы чистым дзеном».
Согласно Прогоффу, эта отсылка Юнга к дзену озна¬чает, что всю свою работу нужно свести к самому глав¬ному, к самому фундаментальному, и что эта работа может выполняться за рамками рациональности.
Я лично думаю, что ссылка Юнга на дзен раскрывает но всей своей чистоте и простоте и более наглядно, чем любой другой тщательно разработанный комментарий, чем именно является в действительности его динами¬ческий метод.
Радмила Моаканин Психология Юнга и буддизм |
![]() ![]() ![]() Кургинян о многом, в т.ч. и о буддизме:
Человек слаб, ложь всесильна, а жизнь коротка. Ну и?
|
|
Funtik драгоценная |
|
Crona |
|
![]() ![]() ![]() Лена не вылетала я в буддизм. Ссылку на Кургиняна хотела еще раньше в теме разместить. Он, в масштабах страны рассуждает, а мне думается, что сказанное им можно распространить и на каждого из нас.
А ты что хотела своей ссылкой на статью о подходах Юнга к психоанализу сказать? Человек слаб, ложь всесильна, а жизнь коротка. Ну и?
|
Месяц кролика 2025
Психограмма недели с 3 по 9 марта 2025 года: Самая важная ценность - жизнь или вода в пустыне
А извиняться и идти на попятную придется.
Астро- руно прогноз на март 2025 для Овнов, Тельцов, Близнецов, Раков, Львов, Дев.
Музыкальный love-прогноз на 2025 год