Форум на ОКУЛУС

Тема 4414, сообщений: 21

начало | 1 . 2 . 3 | конец
Автор Сообщение
Mishel
     28 ноября 2005 (17:40)

Целую ночь

соловей нам насвистывал,

Город молчал и молчали дома..

Белой акации гроздья душистые

Ночь напролет нас сводили с ума..

***

День и ночь роняет сердце ласку,

День и ночь кружится голова,

День и ночь взволнованною сказкой

Мне звучат твои слова...

***

Очи черные,очи жгучие,очи страстные и прекрасные-как люблю я вас,как боюсь я вас,знать,увидел вас я не в добрый час!

***

В том саду,где мы с вами встретились,

ваш любимый куст хризантем расцвел..

Дорогие форумчане,я могу еще долго-долго припоминать и перечислять всеми любимые мелодии.. и стихи,они-всегда в душе..в сердце-..

Они такие чудные...они-воспоминания детства ,молодости..,удивительно,-какие нежные воспоминания они навевают..Устройтесь поудобнее,зажгите свечи,принесите любимый кофе-сегодня я расскажу вам о романсах..

На эту тему я могу говорить вечно....

История романса-насчитывает несколько веков,а он-как всегда, молод и хорош собой.Если говорить о родине романса-то это,безусловно,Испания...Первое время это даже нельзя было назвать музыкой-это были стихи,которые нараспев читали трубадуры и менестрели своим возлюбленным..Начало истории романса-15-16 век...Позднее стихи соединяются с мелодией и уже звучат под гитару.. Если церковные песнопения звучали в то далекое время только на латыни,то нехитрые музыкальные произведения трубадуров исполнялись только на романском языке- отсюда и название-Романс.В 16-17 веках интерес к романсу растет,его границы размываются -он завоевывает всю Европу- появляются так называемые "шансоны "и "мадригалы"

Композиторы начинают сочинять вокальные циклы-несколько романсов,объединенных общим тематическим и музыкальным содержанием..Первым композитором.,написавшим вокальный цикл по праву считается И.С.Бах- именно его перу принадлежит вокальный цикл на стихи Шемелли.Позже широко зазвучат и будут известны и вокальные циклы композиторов-романтиков-Франца Шуберта-"Прекрасная мельничиха"".Зимний Путь"."Лебединая песнь"или Роберта Шумана"Любовь поэта""Любовь и жизнь женщины"

В Россию романс пришел из Европы,сначала он был аристократически-салонным и исполнялся по-французски,городской люд пел на русском языке так назыаемые российские песни,близкие по духу к романсам.

На концертах в дворянских усадьбах пелись утончено-благородные романсы ,воспевавшие безответную любовь и неотразимую красоту возлбюленной ...Имен первых авторов романса в России мы,к соджалению,не знаем..В конце18- начале 19 века романсы в России становятся авторскими.Их пишут на стихи русских поэтов композиторы Кашин,Дубянский,Виельгорский,Алябьев..

Музицирование,романсовое исполнительство становилось неотъемлимой частью жизни российского общества..Романсы пели барышни,они исполнялись под гитару на студенческих пирушках,пели гусары..одним словом,он всех увлек своей поэтичностью и искренностью.Любительское домашнее музицирование в России дало толчек развитию профессионального музыкального творчества-Знаменитые имена А.Верстовского,М.Глинки,А.Даргомыжского дала именно эта эпоха всеобщей любви к музыке.Творчество этих композиторов ,особое направление в романсовой лирике,создало жанр русского классического романса.Например,творчество Пушкина,его стихи -захватывали,на строчки

гениального автора писали многие известные композиторы- и если стихи Александра Сергеевича посвящены Анне Керн,ТО то музыка Михаила Глинки посвящена ее дочери -Екатерине..Есть еще очень много материала по романсу..Я его обязательно сюда добавлю..

Capricorn197
7
     28 ноября 2005 (18:31)

Ирина Звягина
Основатель сайта Окулус, модератор
     28 ноября 2005 (18:38)

Мишель, спасибо

Вы - наш лучик света - с Вашими темами, которые обрушивают на всех ностальгически-светлые воспоминания.

www.facebook.com/oculus.z
Mishel
     28 ноября 2005 (23:03)

Если вам не надоело меня слушать-я буду только рада..Льва .."хлебом не корми"-дай высказаться..

Ирина,capricorn 1977,-спасибо!Вы мне не даете умереть!

Налейте еще кофе и опять зажгите свечи....(Не спалите квартиру.!.)

"Ночь светла,

над рекой тихо -светит луна,

и блестит серебром голубая волна"(муз.Шишкина)

"Не пробуждай вопоминаний-

Минувших дней,минувших дней..

Не возродишь былых желаний

души моей,души моей"( муз.Булахова)

Сколько замечательных романсов было написано композиторами-это и романсы-монологи,зачастую сентементальные.,веселые, или грустные,драмотические или даже трагические..Вних -душа народной песни,или -зачастую используются и ритмы танцев-болеро,вальса или мазурки.

Романс -входит полноправным хозяином в такой жанр,как ,например,опера-романс молодого цыгана из оперы "Алеко"Рахманинова,или романс Антониды из оперы Глинки "Иван Сусанин"...

А в нашей повседневной жизни- сколько написано чудных мелодий-именно романсов -для художественных фильмов""Петрова"Мохнатый шмель на душистый хмель..""А напоследок я скажу"Ахмадулина-Петров,"Под лаской пдюшевого пледа",муз.Петова ст.Цветаевой..и еще ...Можно еще много-много расказывать о композиторах и исполнителях,работающих в жанре романса.

Годы промчались,седыми нас делая,

Где чистота этих веток живых?

Только зима.,да метель эта белая

Напоминают сегодня о них.."Мишель

Mishel
     28 ноября 2005 (23:48)

Дорогие форумчане,а теперь ,позвольте,несколько портретов исполнителей-моих любимых..Попробую показать испонителей и их певческие тембры-..-сопрано,меццо-сопрано,тенор ,баритон,бас.Конечно,все они большие мастера своего дела и в крупной форме..-но романсы петь любят..

Галина Вишневская

Galina Vishnevskaya

( 25.10.1926 года [Ленинград])

Россия (russia)

Уже почти четверть века Галина Вишневская и Мстислав Ростропович не живут в России. 15 марта 1978 года в Париже они из теленовостей узнали, что лишены советского гражданства. Конечно, сейчас они довольно часто бывают на родине, и все же этот момент стал в их жизни поворотным. Судьба сложилась удачно, но трудно.

Автор: Анатолий САЛУНОВ

Сайт: Аргументы И Факты

Статья: Бриллианты мне дарит только муж

Мне уже 75!

— ГАЛИНА Павловна, недавно у вас был юбилей, как себя чувствуете?

— Прекрасно! Какая разница, сколько лет? Главное, как себя ощущаешь. Трагедия, если человек, будучи молодым, не может двигаться. Или потеря певцом голоса в молодости — это катастрофа. А когда с годами уходит что-то, а что-то приобретается, это нормально. Так надо. Я пела на сцене до 45 лет — достаточный срок. Могла попеть еще лет 10, но не в опере, конечно: ведь возраст для сопрано очень важен. Но я никогда не позволила бы себе в шестьдесят с лишним лет выходить петь девочек. Такое неприлично, непристойно. Я всегда была самокритична. Хотя знаю, что хорошо выгляжу до сих пор. Это вводит в заблуждение всех: спрашивают, почему она не поет? Да потому, что мне уже 75! Я ушла на пике певческой карьеры, когда почувствовала какую-то усталость и сцена перестала давать мне ощущение счастья.

— Не секрет, что на Западе важны не столько вокальные данные, сколько деловые.

— Никогда с этим не встречалась. Никогда! На всем своем пути в искусстве я не знала, что такое «где-то, у кого-то что-то просить, чего-то добиваться». У меня была, наверное, самая счастливая карьера. С самых первых шагов. Я пришла в театр по конкурсу. Пела лучше всех и была единственной, кого приняли. У меня не было музыкального образования, не знала, кого как зовут. И все-таки получила первые роли.

— Приходилось ли отказываться от каких-то партий?

— Да. В опере Мурадели «Октябрь» мне предложили спеть медсестру Марину. Ужасно не хотела, но надо было — спектакль давали во Дворце съездов к 100-летию Ленина. Господи! Я уже тогда народной артисткой была. А указ сверху — поставить в этой опере всю «первую обойму» певцов. Мурадели ходил и говорил нам: «Всем Ленинские премии дадут!» Но я все равно не хотела петь. Тогда меня вызвала Фурцева и сказала: «Галина Павловна, мне нужен этот спектакль и нужно, чтобы вы спели. Даю вам слово, три первых спектакля споете и можете больше не петь. Откровенно скажу: не согласитесь — я вас никогда не выпущу за границу». Я действительно спела три спектакля и больше к роли медсестры Марины не возвращалась.

Честь не купишь

— ВЫ сильная женщина и наверняка, как мать и бабушка, доминируете в семье.

— Я нормальная женщина! Семья есть семья, тут доминировать нечего. Я старомодна в этом смысле. Женщина не должна быть мужчиной в доме. Нам диктаторов не нужно. Каждый должен брать на себя ответственность и нести ее. У нас муж — хозяин дома, глава семьи. С ним все считаются. Раз папа сказал, значит, так надо! Но я свое дело знаю, знаю, как на что повлиять. У меня две дочери и шесть внуков. У одной дочки — четверо детей, у другой — двое.

— Фамилия Ростропович облегчает жизнь вашим детям?

— Об этом можно было бы судить, если бы они были на сцене. Дочери живут спокойной жизнью, воспитывают детей. Фамилией Ростропович, которую они носят, гордятся. В артистической среде не принято отказываться от фамилий отцов. Поэтому одну из моих дочерей представляют «мадам Тартини-Ростропович».

— Наверное, нелегко делить жизнь на две части света, ведь в каждой из них у вас есть дома?

— Примерно так… Да, есть у меня поместья в Париже, в Англии, в Америке. Но живу я в основном в Париже, на авеню Жорж Мандель, недалеко от Эйфелевой башни и Булонского леса, где часто гуляю. В Америке — большое имение, земли — 400 гектаров. Есть у нас квартиры и в Вашингтоне, и в Нью-Йорке (я, между прочим, не люблю этот город из-за его громадности), в Лозанне, в Лондоне, где Слава выступает с Лондонским симфоническим оркестром. По всему миру летаю по делам от случая к случаю. Часто бываю в Петербурге и Москве. Здесь, в России, гулять одна практически не выхожу.

— Постоянные сборы, перелеты. Не утомились от путешествий?

— Я не люблю перелеты. Стараюсь меньше летать на дальние расстояния. Очень утомительно. Устала. На сцене я с 17 лет. Это кошмар! В особенности в начале карьеры — в 44-м году я поступила в оперетту. Какие были самолеты в те времена? Только поезда! Ночные, товарные, всякие — еще война шла. Поэтому я помоталась по деревням, по маленьким городишкам. Играла по 25 спектаклей в месяц. Так что я сыта путешествиями.

— Раньше вы с мужем летали исключительно на «Конкордах»…

— Сейчас опять им пользуемся. Этот потрясающий, самый быстрый лайнер реабилитирован. На нем от Парижа до Нью-Йорка — 3 часа лета. Быстрее, чем до Москвы. Конечно, удовольствие не из дешевых — дороже первого класса в обыкновенном самолете.

— Значит, деньги не все в жизни решают?

— Для кого как. Есть люди, для которых — все. Конечно, деньги дают достойную жизнь. Но есть вещи, которые нельзя купить. Например, жизнь или честь.

Муж и поклонники

— ВАШ дом сегодня как оранжерея. Цветы, наверное, всегда вас окружают?

— С 17 лет — всю жизнь, и, как ни странно, должна вам сказать, они у меня быстро вянут. Не знаю, в чем причина. Вчера мне подарили столько цветов, что пришлось нанимать огромную машину, чтобы отвезти эти сотни корзин на дачу. Муж каждый год преподносит столько роз, сколько мне исполняется лет.

— А какой подарок на юбилей вы получили от Ростроповича?

— Кольцо с двумя большими красивейшими бриллиантами. Не скажу, что это было неожиданностью — на то он и муж. А то кто же мне будет дарить бриллианты?

— За вами ухаживали очень влиятельные лица СССР, например Булганин. Наверное, и он бриллианты огромные дарил…

— Хотела бы я посмотреть на реакцию мужа, если мне будут дарить камни чужие мужчины! Это непристойно. А Булганин, тогда председатель правительства, ухаживал по-советски: приезжал и говорил: «Я к твои услугам». Ну я садилась вместе с мужем в его машину, и мы ехали на дачу Булганина. Признавался мне в любви. При муже. Такие времена были. Слава спокойно на это реагировал, слушал и водку вместе с влюбленным министром пил. Напивались вдвоем. Вот так и ухаживали.

Россияне — марсиане

— КАК вы отнеслись к отказу мужа выступать в России?

— На это его толкнули хамство и бестактность прессы. Свобода слова не значит, что все позволено. Когда пишете о таком артисте, надо выбирать выражения. Мстислав Леопольдович сказал, что никогда в жизни больше не откроет здесь футляр. Это его право. На его месте я бы послала их как следует, но Ростропович другого склада. Он оскорблен.

— С тех пор журналистов совсем не жалуете?

— Меня поражает в российской прессе непонятная бестактность. Коробит отсутствие воспитания, культуры. Иногда хочется сказать: довольно, господа, пора вводить цензу

Mishel
     28 ноября 2005 (23:52)

Иван Семенович Козловский

( 24.03.1900 года [Марьяновка село, Киевская губерния] - 24.12.1993 года [Москва])

Россия

Голос Козловского – высокий (лирический) тенор красивого и очень индивидуального, сразу распознаваемого тембра; обладая счастливой внешностью, певец был в высшей степени артистичен (и на сцене, и на концертной эстраде) и, как крупные русские артисты старой школы, умел выразительно артикулировать текст.

(2)

Биография

Иван КОЗЛОВСКИЙ

Сайт: Классическая музыка

Родился в селе Марьяновка (Киевская губерния) 11 (24) марта 1900. Выходец из крестьянской семьи, Козловский закончил Киевскую учительскую семинарию, а затем там же в 1919 – музыкально-драматический техникум. В 1916–1926 пел в передвижных оперных труппах, в частности в Полтаве и Харькове; в 1925 – солист Свердловского театра; в 1926 был принят в труппу московского Большого театра, солистом которого являлся до 1954 (дебютировал в партии Альфреда в Травиате Верди). В репертуаре Козловского насчитывалось ок. 50 оперных партий, в их числе его «коронные» роли русского репертуара: Юродивый в Борисе Годунове Мусоргского, Ленский в Евгении Онегине Чайковского, Владимир Галицкий в Князе Игоре Бородина, Царь Берендей в Снегурочке Римского-Корсакова. Исполнял он также партии западного репертуара, среди которых выделялись Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера, граф Альмавива в Севильском цирюльнике Россини.

С 1919 и до последних лет жизни Козловский много выступал в концертах, преимущественно с программами русских старинных романсов, русских и украинских народных песен, камерной лирики русских композиторов (Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов). В 1938–1941 был организатором и художественным руководителем Государственного ансамбля оперы в Москве, с которым осуществил ряд постановок опер в концертном исполнении.

Голос Козловского – высокий (лирический) тенор красивого и очень индивидуального, сразу распознаваемого тембра; обладая счастливой внешностью, певец был в высшей степени артистичен (и на сцене, и на концертной эстраде) и, как крупные русские артисты старой школы, умел выразительно артикулировать текст. Пение Козловского было исключительно эмоциональным, иногда даже балансирующим на границе строгого вкуса (это случалось преимущественно в западном репертуаре). Зато его можно считать непревзойденным интерпретатором таких оперных партий, как Юродивый и Царь Берендей, и многих старинных романсов; в поздние годы Козловский также пел и записывал русскую духовную музыку.

Умер Козловский в Москве 24 декабря 1993

Mishel
     28 ноября 2005 (23:57)

Елена Васильевна Образцова

( 07.07.1939 года [Ленинград])

Россия

Подлинная стихия певицы - музыка высоких романтических чувств, исполненная глубокой, страстной экспрессии, порывистости, лирической проникновенности и одухотворенности. Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены.

Елена Васильевна Образцова (р. 1937) - русская певица (меццо-сопрано). Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Отец - Образцов Василий Алексеевич (1905-1989). Мать - Образцова Наталия Ивановна (1913-1994). Первый супруг - Макаров Вячеслав Петрович (1938 г. рожд.), физик. Второй супруг - Жюрайтис Альгис Марцелович (1928-1998), дирижер. Дочь - Макарова Елена Вячеславовна (1966 г. рожд.), певица. Внук - Макаров Александр (1988 г. рожд.).

Воспоминания детства для Лены навсегда связаны с войной и блокадой. С первого дня отец ушел на фронт, семья до конца зимы 1942 года оставалась в осажденном Ленинграде. Весной 1942 года Лена с матерью и бабушкой были эвакуированы по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они жили до лета 1945 года. После войны жить было тяжело, трудно. Отец вернулся только спустя год. Мама работала, а Лену отдали в детский сад. Музыкальная руководительница хора первой обратила внимание на голос девочки и сказала об этом маме, но она не придала значения этим словам.

Петь Лена начала рано, с 5 лет. Голосок был тоненьким, комариным. Пела то, что слышала вокруг, главным образом, вальсы Штрауса. Когда пошла в школу, уроки делала исключительно под музыку - пела сама или слушала пластинки. Часами сидела у репродуктора во время оперных передач. Музыка с детства была для нее не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью. Навсегда запомнились ей домашние музыкальные вечера: у отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. Из командировки в Италию он привез большую коллекцию пластинок, по которым маленькая девочка знакомилась с голосами знаменитых певцов - Джильи, Карузо, Галли-Курчи.

С 1948 по 1954 год Лена занималась в Детском хоре Ленинградского Дворца пионеров. Создателем и бессменным руководителем хора была Мария Федоровна Заринская. "Этот хор повлиял на меня очень, - признавалась певица. - В нем я собственно родилась как музыкант. Мария Федоровна была, безусловно, выдающимся человеком и педагогом. Она "влюбила" меня в пение и была первой, кто дал мне веру в то, что я смогу стать певицей". Лена была непременной участницей всех концертов школьной самодеятельности, на которых с удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы песни из репертуара Лолиты Торрес.

С 1954 по 1957 год в связи со служебным переводом отца, семья жила в Таганроге, затем год в Ростове-на-Дону. Таганрог подарил Лене знакомство с замечательным педагогом Анной Тимофеевной Куликовой, у которой в течение двух лет она занималась на вокальных курсах в Музыкальной школе имени П.И.Чайковского. На отчетном концерте в школе ее услышала директор Ростовского музыкального училища М.А.Маньковская и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс, а через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории.

Родители скептически относились к увлечению дочери пением и настояли на том, чтобы она поступала в технический вуз. Однако проучилась Елена лишь на подготовительном отделении. Из 100 человек, проходивших испытания, на вокальный факультет приняли только троих, и среди них - Елену Образцову.

Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова по классу профессора А.А.Григорьевой (оперный класс А.Н. Киреева) она окончила в 1964 году. О своем педагоге всегда вспоминает с большой теплотой: "Антонина Андреевна была очень тактична и аккуратна как человек и как педагог. Мне всегда хотелось сделать скорее, петь сразу большие арии, сложные романсы, а она убеждала, что без постижения "азов" вокала ничего не выйдет. Она разумно раведывала мои возможности, не торопилась "расковырять "бутончик". Она говорила: "Если бутончик расковырять в розочку, она сразу увянет. Бутончик должен расцветать сам". Антонина Андреевна принадлежала к числу людей, для которых служение искусству, музыке, своим ученикам составляло высший смысл каждого прожитого дня".

В оперном классе Лена занималась у Алексея Николаевича Киреева. "Киреев был выдающимся оперным режиссером, - говорит певица. - Он впервые дал мне почувствовать, что такое театр. И впервые я узнала, что такое концертмейстер, когда услышала Елизавету Митрофановну Костромину. У Киреева и Костроминой оперный класс был классом мастерства".

1962 год принес в жизнь Елены Oбразцовой большие перемены. Две золотые медали - на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И.Глинки в Москве повлекли за собой приглашение в Большой театр. К сезону 1963/64 года ей предлагалось подготовить партии Марины Мнишек, Полины и Амнерис. Тогда было принято решение об окончании Еленой консерватории экстерном. 11 мая 1964 года в Малом зале имени Глазунова состоялся выпускной экзамен, на котором Софья Петровна Преображенская, председатель комиссии, поставила Елене Образцовой 5 с плюсом - оценку, которая не ставилась в Ленинградской консерватории около 40 лет.

На сцене Большого театра Е.Образцова дебютировала, еще будучи студенткой, в партии Марины Мнишек в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов" (17 декабря 1963 года), покорив не только Самозванца, но и эмоциональную московскую публику. Все, что последовало за этим в крупнейших городах и столицах мира - Париже, Лондоне, Вене, Милане, Мюнхене, Гамбурге, Зальцбурге, Праге, Берлине, Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айресе, - принесло Елене Образцовой славу одной из самых блистательных звезд вокального искусства нашего времени.

Природа щедро одарила Елену Образцову. У нее голос редкой красоты тембра, бархатистости, органной сочности звучания, яркая сценическая внешность, придающая ее оперным героиням редкую художественную рельефность и выразительность, талант настоящей драматической актрисы. И все это соединено в художнике, фанатично преданном музыке. Для Образцовой пение - не просто профессия, а содержание, высший смысл жизни. Поэтому художественные трактовки певицы обладают такой огромной притягательной силой, безраздельно захватывают слушателей. Образцова - властительница душ зрителей, личность поистине магнетическая.

Принято считать, что именно северная столица стала почвой для роста ее таланта. И это справедливо. В Петербурге коренится "европейскость" Образцовой, ее способность легко находить стилевые ключи - вчера к песням Шумана, сегодня к куплетам Целлера, завтра к тонадильям Гранадоса, а послезавтра к зонгам Вайля. Графиня из "Пиковой дамы" Чайковского, хрупкая и несгибаемая, в трактовке Образцовой сама становится символом Петербурга и всей его устрашающе-утонченной красоты. В романсах Даргомыжского, исполняемых Образцовой и ее концертмейстером-единомышленником Важей Чачавой, оживают петербургские салоны, в романсах композиторов конца XIX века прорываются наружу кипящие страсти города Достоевского и Блока. Петербург часто называют итальянским городом - в голосе Образцовой итальянские страсти обретают естественное пристанище, достаточно вспомнить ее Амнерис, Азучену, Ульрику, Сантуццу. Иные петербургские дворцы вступают в прямое соперничество с французскими - Образцовой не занимать французской утонченности, французского шика, в ее Кармен слышна прежде всего французская интонация, ее Шарлотта вникает в суть французского лиризма.

Но Образцова живет в Москве и "театром своей жизни" выбрала Большой театр. Здесь родилась и коронная роль Образцовой - вещунья и страстотерпица Марфа из "Хованщины" Мусорского, чьи зовы и пророчества стали эмблемой русской оперы последних лет. Здесь проживает свои горести мятущаяся Любаша из "Царской невесты", черпая в московской эмоциональности силы для борьбы за любовь. Здесь, в Москве, свела Образцову судьба с Георгием Свиридовым, чтобы сделать из нее страстную проповедницу творчества одного из самых своеобразных русских композиторов XX века. Исполнение Еленой Образцовой музыки Г.Свиридова принадлежит к числу выдающихся творческих достижений певицы. Эти концерты становились событиями художественной и общественной жизни. Особенно в этом ряду следует отметить исполнение Е.Образцовой вокального цикла "Десять песен на стихи Александра Блока" (1980), посвященных автором певице и поэмы на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь" (1983) в редакции для меццо-сопрано, созданной Свиридовым специально для Елены Образцовой.

Подлинная стихия певицы - музыка высоких романтических чувств, исполненная глубокой, страстной экспрессии, порывистости, лирической проникновенности и одухотворенности. Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены. Всего в репертуаре певицы 85 партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века: Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1963), Гувернантка, Полина, Миловзор (1964), Графиня (1965, "Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста", 1967), Кончаковна ("Князь Игорь", 1968), Марфа ("Хованщина", 1968). Любава ("Садко", 1979), Амнерис ("Аида", 1965), Азучена ("Трубадур", 1972), Эболи ("Дон Карлос",1973), Сантуцца ("Сельская честь",1977), Ульрика ("Бал-маскарад", 1977),Принцесса де Буйон ("Адриенна Лекуврер", 1977), Адальжиза ("Норма", 1979), Джованна Сеймур ("Анна Болейн", 1982), Орфей ("Орфей и Эвридика", 1984), Нерис ("Медея", 1989), Леонора ("Фаворитка", 1992), Герцогиня ("Сестра Анжелика", 1992), Кармен ("Кармен", 1972), Шарлотта ("Вертер",1974), Далила ("Самсон и Далила",1974), Иродиада ("Иродиада", 1990), Оберон ("Сон в летнюю ночь" Б.Бриттена, 1965), Женя Комелькова, ("Зори здесь тихие" К. Молчанова, 1975), Юдит ("Замок герцога Синяя Борода" Б.Бартока, 1978), Иокаста ("Царь Эдип" И.Стравинского, 1980), Сильвана ("Пламя" О.Респиги, 1990); С.Прокофьева: Фрося ("Семен Котко", 1970), Княжна Марья (1964), Элен Безухова (1971), Ахросимова (2000, "Война и мир"), Бабуленька ("Игрок", 1996) и другие.

Е.Образцова выступает в ведущих оперных театрах мира: Марсельская опера (дебют в 1973 году в партии Кармен), Большой театр "Лисео" (дебют в 1974 году в партии Далилы), Венская государственная опера (дебют в 1975 году в партиях Кармен и Амнерис), опера Сан-Франциско (дебют в 1975 году в партии Азучены), театр " Ла Скала" (дебют в 1976 году в партии Шарлотты), "Метрополитен-опера" (дебют в 1976 году в партии Амнерис), Международный музыкальный фестиваль в Оранже (дебют в 1978 году в партии Далилы), музыкальный фестиваль в Зальцбурге (дебют в 1978 году в партии Эболи), театр "Ковент-Гарден" (дебют в 1981 году в партии Азучены), театр "Колон" (дебют в 1982 году в партии Марфы); а также в Париже, Мюнхене, Гамбурге, Осло, Стокгольме, Риме, Парме, Венеции, Лиссабоне, Мадриде, Цюрихе, Праге, Софии, Афинах, Братиславе, Белграде, Будапеште, Сеуле, Макао, Тайване, Токио и др.

Е.В.Образцова ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. Репертуар ее сольных концертов включает в себя музыку более чем 100 русских и зарубежных композиторов: М.И.Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов, И.Бах, Г.Ф.Гендель, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен, Р.Шуман, Р.Вагнер, Й.Брамс, К.Вайль, Г.Малер, Г.Доницетти, Дж.Верди, Дж.Пуччини, П.Масканьи, Ф.Чилеа, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Ж.Массне, К.Сен-Санс, Г.Форе, Ф.Пуленк, Э.Сати, М. де Фалья, Э.Гранадос и др.

Незабываемо звучат в ее исполнении русские песни, старинные романсы. Она участвовала в исполнении ораторий, кантат, месс (А.Вивальди, Дж. Перголези, Дж. Россини, Л. ван Бетховен, Дж. Верди, Й.Брамс, А.И. Хачатурян), произведений русской духовной музыки (С.В.Рахманинов, П.Г.Чесноков).

Концерты, посвященные музыке классической оперетты (Ж.Оффенбах, И.Штраус, Ф.Легар, И. Кальман и др.), исполнение зонгов Курта Вайля добавили новые яркие штрихи, для многих совершенно неожиданные, к ее многогранному таланту.

Певица работала с концертмейстерами: А.П. Ерохиным (1965-1977), В.Н. Чачавой (с 1978 года по настоящее время), в концертах выступала с Г.Свиридовым, А.Наседкиным, Д.Вустманом, Е.Шендеровичем, Э.Мюллером и др.

В оперном театре и в концертах партнерами певицы были выдающиеся музыканты: дирижеры: Г. фон Караян, Дж. Гавадзени, К. Аббадо, Р.Мути, Д. Патане, К.М. Джулини, Дж. Синополи, Р.Шайи, Н.Санти, Дж. Левайн, Л.Маазель, Ж. Претр, Д.Баренбойм, Я.Ференчик, К.Клайбер, Р.Бонинг, К. фон Донаньи, П.Мааг, К.Корд, С.Эрлинг, Е.Светланов, Ю.Темирканов, Г.Рождественский, В.Гергиев, В.Федосеев, В.Спиваков, С.Сондецкис, В.Минин; певцы: Ф.Барбьери, Дж.Сазерленд, М.Кабалье, Р.Скотто, М.Френи, И.Котрубас, Р.Кабаиванска, Л.Прайс, М.Прайс, М.Кьяра, Э.Мартон, Ш.Веррет, К. Риччиарелли, М.Арройо, Р.Хантер, А.Милло, А. Томова-Синтова, Ж.Гейне-Вагнер, М.Биешу, М.Амиранашвили, Ц.Татишвили, Г. Горчакова; К.Бергонци, А.Краус, П.Доминго, Г. Шове, Л.Паваротти, Дж. Кинг, Х.Каррерас, П.Дворски, Ф. Бонисолли, Х.Арагаль, К Коссутто, В. Лукетти, Н.Шикофф, К.Заринь, В.Норейка, Н.Андгуладзе, В.Галузин, П.Каппучилли, И.Виксел, Р.Брузон, Х.Диас, Х.Понс, Ш.Милнс, Ж. Ван Дам, С.Лейферкус, В. Чернов, Ч.Сьепи, Н.Гяуров, Н.Гюзелев, П.Плишка, Р.Раймонди, М.Манагуэрра, М.Талвела, С.Эстес, Л.Нуччи, Л.Квилико, Д.Дзанканаро, Ф.Молинари-Праделли; выдающиеся мастера Большого театра - дирижеры: А.Мелик-Пашаев, О.Дмитриади, Б.Хайкин, Ю.Симонов, А.Жюрайтис, М.Эрмлер; певцы: Г.Вишневская, Т.Милашкина, М.Касрашвили, Б.Руденко, П.Лисициан, А.Огнивцев, И.Петров, З.Анджапаридзе, А.Иванов, А.Ведерников, Е.Нестеренко, А.Эйзен, Ю.Мазурок, В.Атлантов, З.Соткилава и др.

В 1986 году она дебютровала в качестве режиссера, поставив на сцене Большого театра оперу Ж. Массне "Вертер".

С 1973 по 1994 год Елена Образцова преподавала в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. С 1984 года - профессор. В настоящее время преподает в Токийской музыкальной академии "Мусашино"; дает мастер-классы в Европе и Японии, в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Являлась членом жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (1994), Международного конкурса вокалистов в Марселе (1997), Международного конкурса имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1998), Международного конкурса имени Ферручио Тельявини в Дойчландсберге (Австрия, 1998,1999), Международного конкурса оперных певцов Монтсеррат Кабалье (Андорра, 1999). В сентябре 1999 года в Санкт-Петербурге состоялся 1-й Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.

Елена Образцова снималась в музыкальных фильмах: "Моя Кармен"(1977, Приз XIV фестиваля телевизионных фильмов в Праге, 1978),"И образ мой предстанет тебе", (1979), "Счастливое содружество", "Елена Образцова в Японии" (1980), "Поет Елена Образцова" (1980), "Веселая вдова" (1984), "Любовь и муки Елены Образцовой" (1988), "Выше, чем любовь" (1991), "Елена Великая" (1995) и др. Выдающейся работой певицы в кино стала роль Сантуццы в фильме Франко Дзеффирелли "Сельская честь" (1981), поставленногог знаменитым режиссером на основе спектакля театра "Ла Скала". Партнерами Елены образцовой выступили Пласидо Доминго, Федора Барбьери, Ренато Брузон. "В моей жизни, - писал Дзеффирелли, - были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма "Сельская честь" сотворила чудо". Ряд спектаклей и концертов певицы сняты на видео - "Кармен" ( 1978), "Бал-маскарад" (1977), "Пиковая дама" (1987), "Аида" (1988), "Три сопрано"(1991) и др.

Замечательным памятником искусства выдающейся певицы остаются десять оперных комплектов, записанных ею на рубеже 70-80-х годов в студиях крупнейших граммофонных фирм мира со знаменитыми дирижерами и певцами: Г. фон Караяном, К. Аббадо, Р. Мути, Ж. Претром, Д. Левайном, Л. Маазелем, К.М. Джулини, Д. Баренбоймом, Р. Шайи, П. Доминго, Р. Скотто, Л. Прайс, П. Каппуччилли, И. Котрубас, Л. Нуччи, Р. Брузоном, Н. Гяуровым, Ш. Милнсом. В условиях жесткой конкуренции в грамзаписи за рубежом осуществить такой "прорыв" в предельно короткие сроки, всего за каких-нибудь пять лет, да еще гастролеру, не работающему постоянно на Западе, - было задачей немыслимой сложности. Но ее разрешила Елена Образцова силой своего великого таланта.

Всего же ею записано более 50 дисков, выпущенных фирмами "Мелодия", Роlуdor DG, ЕМI, СВS, Philips и др. Cреди них оперы, оратории, кантаты, сольные диски с произведениями камерной и оперной музыки: Бородин А. "Князь Игорь", Мусоргский М. "Борис Годунов", "Хованщина", С.Прокофьев "Игрок", Барток Б. "Замок герцога Синяя Борода", Бизе Ж. "Кармен", Верди Дж. "Бал-маскарад", "Луиза Миллер", "Трубадур", "Аида", "Дон Карлос", "Набукко", "Риголетто", Массне Ж. "Вертер", Масканьи П. "Сельская честь", Сен-Санс К. "Самсон и Далила", Чилеа Ф. "Адриенна Лекуврер", Вивальди А. "Глория", Перголези Дж.-Б. "Стабат Матер", Россини Дж. "Маленькая торжественная месса", Верди Дж. "Реквием", Вагнер Р. "Пять песен на стихи М.Везендонк", Брамс "Рапсодия для альта, мужского хора и оркестра", Шуман Р. Песни и романсы, Чайковский П. Романсы, Рахманинов С. Романсы, Свиридов Г. "Отчалившая Русь", Романсы и песни; русские песни, старинные романсы и др.

Творчество Е.В.Образцовой высоко оценено правительствами и общественными организациями многих стран мира. Она - Народная артистка СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1973). Награждена орденом Ленина и Золотой медалью "Серп и Молот" (1990), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1980), орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999), медалью Э.Гранадоса (Испания 1970), призом "Золотое перо критики" (Висбаден 1972), призом "Золотой Верди" (Италия, 1978), памятной медалью Б. Бартока (Венгрия, 1982), Гран-при Французской академии грамзаписи (1982), премией Ассоциации театров Сицилии (Италия, 1994), наградой города Сан-Франциско "За выдающиеся заслуги перед обществом" (США), а также орденом святого Николая (Украина, 1998), орденом Искусств Русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), Почетной медалью Академии российского искусства (1999) и др.

Е.В.Образцова - лауреат конкурса вокалистов VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (золотая медаль, Хельсинки, 1962), лауреат II Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки (золотая медаль, Москва, 1962), лауреат IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (золотая медаль, Москва, 1970), лауреат VIII Международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса (Золотая медаль, Барселона, 1970).

Она - почетный член Пушкинской академии (1995), почетный член Академии, академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академик Академии российского искусства (1999), член Международного общества друзей Русского музея (1998).

24 октября 1981 года открыта малая планета № 4623, которая получила имя "Образцова".

Живет и работает в Москве.

Mishel
     29 ноября 2005 (00:02)

Федор Иванович Шаляпин

Fedor Shalapin

( 13.02.1873 года [Казань] - 12.04.1938 года [Париж])

Россия (russia)

Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского.

Сайт: Классическая музыка

Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. В юности Шаляпин брался за любую работу. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского Борис Годунов; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх Фауст Гуно, Садко Римского-Корсакова, Мефистофель Бойто, Дон Кихот Массне и Жизнь за царя Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.

Mishel
     29 ноября 2005 (00:06)

Дмитрий Александрович Хворостовский

Dmitriy Hvorostovsky

( 10.10.1962 года [Красноярск])

Россия (russia)

Черные кожаные куртка и брюки, взлохмаченные седые пряди, молодое загорелое лицо... Когда он, разгорячившись в ходе разговора, сбросил куртку, под ней оказалась черная футболка, эффектно обтягивающая литые бицепсы...

)

Иногда превращаюсь в чудовище

Я не продолжу карьеру Кобзона или Магомаева

Под эти песни плакали и французы

БЕСИТ, КОГДА МЕНЯ ДО СИХ ПОР ВОСПРИНИМАЮТ КАК СИБИРСКОГО ВАЛЕНКА

Журнал "Культ Личностей", май/июнь 2000.

Дмитрий Хворостовский: «Я сам ношу свои чемоданы»

ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ: "ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ СЫН РАЗГОВАРИВАЛ ПО-РУССКИ"

Хворостовский - певец всея Руси

Автор: Наталия Колесова

Сайт: People's History

Статья: Журнал "Культ Личностей", май/июнь 2000.

Скажите, пожалуйста, Дмитрий, как вам удается так легко и непринужденно держаться на сцене?

Непринужденность поведения достигается кропотливым трудом. "Простота - высший и последний дар богов". Нащупать эту естественную линию поведения в самом начале карьеры мне было очень трудно. Это сейчас все происходит на автомате. Бывает, на душе кошки скребут или публика не нравится. Но, как говорит мой педагог, из-под рубашки ничего не должно быть видно: с какими мыслями и настроением ты вышел на сцену, что у тебя на сердце.

А случалось вам переламывать настроение зала?

Каждый божий раз. Даже в самой благожелательной публике существует инерция, которую надо преодолеть. Отношения с залом - всегда поединок. Вне зависимости от того, как настроен соперник - доброжелательно или враждебно. Я выхожу к залу с открытым забралом, чтобы донести свой "message", свою энергию, свою благожелательность.

У вас столько поклонников, сколько не каждый тенор сейчас может собрать. Чем вы это объясняете?

Это стечение обстоятельств, в которых даже нет моей особой заслуги. Мои родители и природа наделили меня уникальным голосом. Абсолютно уникальным по своим возможностям и гибкости. За десять лет своей зарубежной карьеры я не только не потерял, а, напротив, развил его. Есть и другие обстоятельства. (Шутя) Я не толстый, как Паваротти, выгляжу нормально, динамично двигаюсь по сцене (а вот это уже результат некоторой работы над собой). Я неплохой актер. (Скромничает?) Этот набор качеств и позволяет мне в какой-то мере быть любимым публикой.

Но когда вы на концерте выходите в образе старика в "Песнях об умерших детях" Малера или появляетесь во всем блеске обаяния Фигаро, я понимаю, что вы выдающийся артист. А у вас есть кумиры?

Когда я начинал учиться пению, моими кумирами были Мария Каллас, Тито Гобби, Федор Шаляпин. У меня дома, в России, была огромная коллекция их записей. Когда видишь Марию Каллас с Тито Гобби в сцене из второго действия "Тоски", понимаешь, что лучше этого нет ничего.

В свое время мне очень мешала негибкость моего собственного мышления. Сейчас я стараюсь прислушиваться к советам режиссеров. Часто бывает даже, что я просто вишу на хвосте у режиссера, заставляя его придумывать для меня как можно больше подробностей.

Считается, что Большой зал Московской консерватории - тяжелая, мучительная площадка для исполнителей. И дело здесь не только в сложной акустике, но и в энергетике. Вы это ощущаете?

Большой зал - один из самых трудных в мире. Его публика очень привередливая. Добиться стопроцентного понимания практически невозможно. Эта публика сосет энергию, как вампир, не оставляя тебе шанса почувствовать себя удовлетворенным. Как правило, результат концерта в Большом зале сродни разочарованию, опустошенности. Ощущение такое, что тебя не совсем понимают или принимают за другого.

А где вам комфортно?

В Америке, в "Карнеги-Холле" или "МЕТе" ("Метрополитен-Опера"), мне очень хорошо поется. Даже петербургская публика более благожелательна, хотя тоже вампир, по большому счету.

А в Красноярске, на родине?

Зрители там более сдержанные, скупые на эмоции, но дело в том, что 90 процентов тех, кто меня приходят слушать в Красноярске, я знаю лично. Это мой город. Концерты там абсолютно "домашние" - для моих друзей и друзей моих родителей. Как правило, они проходят в Малом зале филармонии на 500-600 мест - небольшом, уютном, с хорошей акустикой. Особенности его конструкции таковы, что со сцены он весь виден как на ладони. От испытующих взглядов уйти невозможно. Моя мечта - выступать при выключенном свете.

Вам знакомо чувство ностальгии?

Да. По России, по русской речи, по лицам, которые мне дороги. По природе - немножко, в основном - по соотечественникам. Слышать русскую речь, читать книги, говорить на русском языке - редкая и ценная удача для меня. Первые дни на родине даются мне трудно. Я ощущаю себя косноязычным и неловким. (Действительно, в речи певца звучит едва уловимый британский акцент, в пении незаметный.) Потом привыкаю.

Артист с мировым именем - всегда космополит?

Космополитом становишься поневоле. Моя жизнь хуже цыганской. Дома не бываю, на одном месте не задерживаюсь дольше недели, если у меня турне, или месяца-двух, если пою в опере.

Спеть спектакль - тяжелая работа. Владимир Спиваков за концерт теряет несколько килограммов веса. Вы производите впечатление человека физически очень сильного. Вы такой от природы или занимаетесь на тренажерах?

Это вообще стало нормой - качаться. При моей профессии держать себя в форме просто необходимо. Недавно я снялся в "Дон Жуане", где все трюки, прыжки, броски, падения делал без дублера. Только в финале не стал бросаться в пламя, для этого пригласили каскадера.

Случилось так, что в первый же день съемок я должен был спрыгнуть с постамента на высоких каблуках. Ушиб ногу, в стопе была трещина. В результате коленный сустав другой ноги распух из-за того, что я переносил вес. Хромал уже на обе ноги. Дон Жуан, тоже мне! Пришлось изменить весь пластический рисунок роли. Впервые я почувствовал, как важно владеть элементарными азами передвижения с болью (то, с чем постоянно сталкиваются спортсмены и артисты балета). Режиссеры, видя мои физические данные, всегда придумывают мне по роли прыжки, кульбиты, сальто и так далее.

Ваша ранняя седина - природная особенность, как и голос. Вы несете свою седую голову гордо, не пытаетесь закрасить?

Это у меня в маму, она рано поседела. Я пытался закрасить седину в фильме. Получилась сине-фиолетовая голова. Когда меня после травмы срочно везли в госпиталь с подбитой ногой - как есть, в гриме, костюме и с синей головой, - случайные прохожие смотрели на меня как на идиота. Киса Воробьянинов такой. Главное - не облысеть.

На концерте вам очень идет фрак. На репетиции к лицу джинсы с рубашкой. Сейчас вы в кожаном костюме. Какая одежда вам нравится больше?

Деловой стиль - только в исключительных случаях, по необходимости. Затянутый галстуком ворот страшно неудобен. Я предпочитаю более спортивный стиль. В моей динамичной жизни нужна одежда не мнущаяся, удобная. На репетициях нужно бегать, прыгать, валяться и не думать ни о чем. А что касается фрака, то это спецодежда. Первый фрак мне сшил Вячеслав Зайцев, он у меня был счастливым, я бы его ни за что не сменил, только он не выдержал моей интенсивной творческой жизни.

Вы входите в рейтинги самых красивых мужчин мира. Приятно?

(С иронией) Да что вы говорите? Это было лишь однажды: я попал в рейтинг американского журнала People "50 самых красивых людей мира". Это все шутки и работа public relations. Другое дело - моя популярность в России. Здесь мои концерты проходят с аншлагом без всякой предварительной работы, без рекламы. Я очень это ценю.

Когда вы уезжали на Запад, вы рисковали?

Это произошло естественно и планомерно. Просто моя работа стала передвигаться на Запад. А мое физическое местонахождение не имеет значения: я одинаково редко бываю дома как в Лондоне, так и в Красноярске.

Как ваши родители восприняли такой поворот судьбы?

Все это происходило на их глазах. Я уже с трех-пяти лет слушал пластинки Шаляпина, Неждановой, Карузо, Марио Ланца, Бергонци, Лисициана. Мои родители, отец главным образом, увлекались пением. Они поняли, что меня ждет большое будущее, гораздо раньше меня. Поэтому ничего сногсшибательного в моем отъезде для них не было. Мне везло. Я победил на Всероссийском конкурсе, на конкурсе имени Глинки, на двух международных конкурсах - и понеслось!

Репертуар оперных артистов довольно ограничен - одни и те же шлягеры, джентльменский набор классических названий.

Намеченный мною репертуар я не спел и на 30 процентов. У меня есть целый список мечтаний - еще не спетых ролей. Из них - недавно сделанный в кино Дон Жуан. Наполовину полегчало. Теперь спою Риголетто в "Новой Опере", останется еще несколько вердиевских ролей. Подержусь на плаву еще лет 10-20, а затем наверняка станет скучно и я переметнусь к чему-то новому.

У современных опер своя специфика. К своему голосу я отношусь как к Божьему дару (повторяю: это не моя заслуга, точнее - не только моя). Его нужно лелеять, развивать и использовать в нужном амплуа. Мой голос не настолько инструментален, чтобы бросить его в пучину современных опер и пожертвовать его красотой во имя экспериментов.

Проект "Риголетто" имеет конкретные даты?

Подписан контракт, мы с Евгением Колобовым договорились о премьере на декабрь 2000 года. Обратного хода нет. Поживу в Москве, поработаю.

Как вы относитесь к Евгению Колобову? Все помнят ваши с ним триумфальные концерты в Москве.

Я очень люблю его и ценю как уникального дирижера и музыканта. Это талант от Бога. Человек к тому же остается смелым новатором. Ворчит, правда, много. Характер тот еще. С ним трудно, как с любым гениальным музыкантом. Я неоднократно пытался подтолкнуть его к более значительной карьере за рубежом. Но он предпочитает творить здесь, в России, имея под рукой свою творческую лабораторию. Валерий Гергиев успевает и то, и другое, и третье.

Как вы относитесь к коммерческой жилке, открывшейся у знаменитых трех теноров, сделавших оперу неисчерпаемым источником доходов? Вы с Ольгой Бородиной объехали с концертным туром полмира, но, кажется, преследовали другие цели?

Мы работаем в другом жанре. Я не считаю, что три тенора так уж сильно пропагандируют оперу. Они озабочены возможностью подзаработать. О чем, что греха таить, мечтает каждый из нас. Но каждый компромисс должен быть осмыслен, оправдан и своевременен. По их пути нельзя идти хотя бы потому, что он уже устарел. Дважды в одну реку войти нельзя.

Доход певца складывается из записей компакт-дисков?

Что вы! Производство дисков стоит дорого и певцу особых денег не приносит. Мой контракт с фирмой Philips закончен, и слава Богу, так как отношения зашли в тупик. Они пытались заставить меня записывать классическую попсу, а я не терплю давления. Теперь я - свободный художник.

Живя в Лондоне, вы приобрели какие-нибудь типично британские привычки?

Терпеть этого не могу. В особенности - гоняния чаев. На каждое тамошнее действие у меня есть противодействие. Я стремился оставаться русским человеком.

Мне нравится Нью-Йорк. С американцами легко, но я быстро устаю от их ограниченности и пионерского оптимизма. Они напоминают мне китайский кинематограф и советские фильмы 40-50-х годов.

Но разве не там собраны лучшие оперные силы мира - певцы, дирижеры?

Безусловно. Нью-Йорк - одна из культурных столиц мира. Он мыслит широко и очень дружелюбен. Недавно я ходил на "Отелло" в "МЕТе": все трое солистов русские - Отелло, Яго и Дездемона. Где еще такое увидишь? При этом следует иметь в виду, что публика в Нью-Йорке очень консервативна. Они платят за ту музыку, которая им правится. Все постановки "Метрополитен-Оперы" очень добротны и эффектны, но ничего нового там не происходит. Не то что в театрах Германии, Англии и Франции.

Вы - суеверный человек?

Нет. Плюю через плечо только в шутку. Иногда крещу себе лоб, когда мне сильно страшно перед выходом на сцену.

Если бы Большой театр предложил вам совместный проект, как бы вы отреагировали? Забыли обиды?

Все меняется. При определенном стечении обстоятельств - почему бы и нет?

Георгий Свиридов доверил вам премьеры своих сочинений на Западе?

Он посвятил мне цикл "Петербург" на стихи Блока. Георгий Васильевич относился ко мне как отец. Он был родным мне человеком. Встречу с этим великим композитором и уникальным человеком я буду помнить до последних дней моей жизни. Это огромный дар судьбы, может быть, не заслуженный мною.

Со смертью Шнитке, Свиридова, Гаврилина русская музыка закончилась?

Слушатель отстает от создателя как минимум на век. То, что написано выдающимися композиторами современности, еще ждет своего часа. XXI век будет веком русской музыки.

Mishel
     29 ноября 2005 (00:07)

Друзья!Я вас не уморила?

начало | 1 . 2 . 3 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере