Первого декабря исполнится шестьдесят лет знаменитому, всеми любимому артисту Геннадию Викторовичу Хазанову.
Это человек необыкновенного обаяния и таланта..Как всякий артист-он чуточку суеверен..поэтому довольно часто сверяет свои планы с ясновидящими и астрологами.
Геннадий Хазанов вырос в огромной московской коммуналке, недалеко от Серпуховской площади..Ео бубушка была учителем истории,а мама -работала на заводе им.Ленина.Правда...мама страстно любила искусство,и активно участвовала в художественной самодеятельности..Ее маленький сын даже бывал на спектаклях народного драматического коллектива..После школы-вопроса,куда идти- не было...он стал поступать во все театральные вузы,но ,увы, безуспешно,его никуда не брали...
Тогда Хазанов поступает в МИСИ(Московский ИНЖИНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ),и ,также, как и его мать ,активно участвует в студенческой самодеятельности..Тогда-то и появляется
образ студента кулинарного техникума..Этот образ "родился" благодаря стараниям однокурсников Хазанова-Воловича и Измайлова,и на долгие годы стал визитной карточкой артиста.И все-таки,он поступает и поступает в театральный вуз не смотря ни на что..
А.Ширвиндт увидел молодого человека на одном из экзаменов.,он произвел на него впечатление...и..он посветовал ему поступать на следующий год в училище циркового и эстрадного искусства.Что Хазанов и сделал и н,наконец,поступил на курс Н.Слоновой.которая разгадала секрет дарования Геннадия Хазанова.Он не укладывался ни в одно из традиционных амп-луа.После нескольких скандалов в процессе учебы,когда речь шла чуть ли о недозволенной деятельности студента,Н.Слонова убедила руководство училища в исключительной одаренности и творческой индивидуальности своего подопечного.Хазанова пригласил работать А.Конников-режиссер Московского мюзик-холла.На концертах- Хазанов,тогда еще молодой артист ,перепробывал практически все жанры:сатирические фельетоны,пародии,куплеты.конферанс и буффонаду...
Потом Геннадий Хазанов работает в коллективе под руковоством Л.О.Утесова, где ему приходилось и рассказывать шутки,и играть в интермедиях,и вести концерты..В это время он женится..Ныне Злата Иосифовна-главный менеджер артиста,она и жена и помощник в одном лице-в театре и на гастролях..
В 1980 году Хазанов ставит вместе А.Хайтом спектакль"Мелочи жизни" на сцене Московского театра эстрады.Это была и актерская и режиссерская работа..Хазанов создает представление из отдельных миниатюр,совмещая два несовместимых жанра-слово и кордебалет....
Второй спектакль-"Очевидное-невероятное"был создан в 1983 году.
Поставил этот спектакль Роман Виктюк.
Как и первый спектакль,-он шел с огромным успехом..Но теперь Хазанов приблизился к рамкам дозволенного, и в 1984 году ,после показа спектакля комсомольскому руководству района ,он был-запрещен.Положение артиста было паралоксальным:с одной стороны,чиновники от культуры запретили упоминать его имя в афишах,с другой-его выступления и спектакли собирали полные залы,а телевидение -регулярно приглашало для концертных выступлений.
Хазанов играл свой спектакль в разных городах и республиках,но на столичную сцену он вернется только через два года..
Он появился с очередной премьерой -"Масенькие трагедии" ,которые опять ставит Виктюк.Невиданная популярность ,наконец,приносит артисту свои плоды..Хазанов добивается право на создание собственного театра,получившего название"Моно"..Ему удалось получить сгоревший особняк в Трубниковском переулке и неутомимая Злата Иосифовна возглавляет стройку.Теперь Хазанову созданы идеальные условия для работы..
Время от времени Хазанов пробует себя в других жанрах,например,снимается в кино или играет в театре.По приглашению С.Юрского он сыграл роль в спектакле "Игроки" на сцене МХАТА,сенсацией стала работа Геннадия Хазанова в картине Н.Досталя"Маленький гигант большого секса".
Признанием больших заслуг артиста стало приглашение его главным режессером Театра эстрады,после смерти Бориса Брунова,где он рьяно взялся за дело и не может прожить без работы ни дня..
Его дочь ибрала для себя профессию балерины и является солисткой балета Большого театра,выполняя завет своей бабушки..которая так и не стала артисткой..
С искренней симпатией к форуму-Мишель
Mishel
29 ноября 2005 (19:29)
Геннадий Хазанов – один из величайших артистов разговорного жанра советской, а теперь уже и российской эстрады. Неподражаемый комик, прекрасный актер кино, он без страха вышел на театральную сцену, а теперь пожинает плоды своей смелости и таланта..
С эстрадного Олимпа на театральные подмостки
- Я давно шел к такому амплуа - "театральный актер". О "говорящем искусстве" я даже и не мечтал, все время стремился к театру... Это так воздушно, так легко и здорово! Да, я поступал... Но меня ведь не приняли, причем не оставили никакой надежды.
- А в какой ВУЗ не взяли?
- В институты вообще и в Вахтанговское училище в частности. Причем не приняли меня с таким диагнозом: нет юмора и темперамента.
Знаете, а я думаю, что это была правда...
- Ну да, конечно, всем известно об отсутствии юмора у Хазанова.
- Но это же было так давно, это был 1963 год, мне было 17 лет. Глядя на комиссию, я произносил, - Геннадий закатывает глаза и заунывным голосом цитирует: - ...Счастлив путник, который после длинной и скучной дороги, с ее холодами...
- А приятно было потом доказать, как они все не правы?
- Знаете, доказать надо было, прежде всего, самому себе... А доказывать что-то миру - это мелочность, - Геннадий Викторович делает зверское лицо. - Ха-ха! Обижали, да? А теперь получите, получите!.. Нет, это глупо. Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю всю тщету этих желаний - доказать кому-либо свою значимость. Это доказывать надо только себе, страхи нужно преодолеватьтолько в себе.
- А себе это было приятно доказать?
- Да, конечно.
- А если бы приняли? Если бы не было этих тридцати лет эстрады? Еслибы тогда сбылась ваша мечта, вы бы потеряли от этого?
- Ну, тогда бы я был Караченцов.
- ?
- Его же приняли! А мы шли в одной десятке. Коля замечательно читал, что-то пел и... приняли. А если бы я тогда попал в институт, может быть, из меня бы и вовсе ничего не получилось. Но через тридцать лет я все-таки вернулся к тому, с чего пытался начать. К театру.
Гадкий утенок превращается... в студента кулинарного техникума
- С детства я всегда чувствовал себя гадким утенком. В 75-м году, добившись первого успеха на эстраде, я уехал на гастроли в Южную Америку - денно и нощно думал, что "Кулинарный техникум" меня задушит. Я всегда пытался делать новое. Каждый раз, когда я выходил на эстраду с законченным номером, я боялся, что он-то меня и прикончит окончательно!
- Каждый раз? Этот популярнейший Геннадий Хазанов?
- Да, каждый раз мне кажется, что больше я ничего не сделаю.
- А вы знаете, что такое провал?
- Очень хорошо. Может быть, в этой сфере я испытал такое, чего не знают очень многие артисты. Я знаю, что такое крики из зала: "Уйди!" Я знаю аплодисменты, которые закрывают рот артисту... И это не в начале, а на излете карьеры эстрадного артиста! С 94-го по 97-й год такое было, но я прекратил участие в сборных концертах: все, я не буду вас больше расстраивать, огорчать, не буду вас заставлять слушать, что мне кажется смешным, а вас раздражает...
- А артиста не настигает отчаянье, когда после огромной популярности он переживает такой неуспех?
- Отчаянья нет, его и не было. Было такое неподдельное удивление, знаете, похожее на реакцию ребенка, которого обижают, а он не понимает - за что!
- Но такаябеззащитность больше подходит студенту кулинарного техникума, а не Геннадию Хазанову...
- А кто знает, где кончается Хазанов и начинается кулинарный техникум. Это такие сообщающиеся сосуды. Ведь успех этого персонажа связан с тем, что он - продолжение исполнителя.
В 60-х (когда рождался учащийся кулинарного техникума) я как раз познакомился со своей женой. Она была так нежна и трепетна - в общем, полная противоположность прагматичномуартисту эстрады Хазанову, который тогда решал глобальные задачи: нужно всех растолкать, пробиться на этот Олимп! Поэтому мой "учащийся" много взял и от моей жены.
- А как вы встретились с женой?
- Осенью шестьдесят девятого года я пришел в Дом культуры гуманитарного факультета МГУ: в эстрадной студии `Наш дом` было открытие сезона. Как потом оказалось, последнего - вскоре студию закрыли по идеологическим соображениям. Тамя и увидел девушку Злату, которая была помрежем у Марка Розовского. Мы познакомились и 18 октября 1969 года встретились у метро "Добрынинская" на первом свидании. И уже тридцать лет вместе.
"От великого до смешного - один... Семену Альтову - 50"
"Тихие омуты"
Н. А. Анфимова, Л. Л. Татарская, "Кулинария. `Повар, кондитер`"
- Как вы выходите на театральную сцену, ведь зритель привык к Хазанову - артисту разговорного жанра?
- Тяжело. В 1998 году состоялась премьера спектакля `Ужин с дураком`. Это не премьера - ужас просто на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова. Мое появление в театральном спектакле петербургскими театральными зрителями было сначала воспринято как издевательство, как оскорбление... Это... Это был вызов!
- Ну уж, вы преувеличиваете.
- Я ничего не преувеличиваю, у меня есть свидетели. Вот выходит на сцену родной для них человек, всю свою жизнь он провел на сцене БДТ - Олег Валерьянович Басилашвили. Его встречают! Его встречают петербургские зрители: а) как петербургского артиста; б) как любимца БДТ... и так далее, так далее.
А после открывается дверь на сцене, и выходит мой герой, которого несу я - артист Хазанов. Ни одного аплодисмента, ни единого! Я помню этот несколькосекундный шок от такого публичного плевка. Слава Богу, что я к тому времени на сцене уже был более тридцати лет, не считая учебных заведений. И у меня хватило сил сказать себе: "Держись, держись! Стоять! Не дави, не иди на поводу... Сами придут, сами все отдадут и будут извиняться." Через пять, может быть, семь минут все было кончено... успех был фантастический! Пришла за кулисы Алиса Бруновна Фрейндлих, она говорила какие-то невозможные слова! Пришел Александр Моисеевич Володин... Я слушал и не понимал, это они... мне, что ли? Причем я далек от того наивного ребенка, который слышит хорошие слова и удивляется, радуется, мол, не ожидал. Нет! Я ожидал! Если бы я не ожидал, зачем бы я вообще пошел играть?! Я просто до конца не верил, что все-таки скажут.
- А что с кино?
- Из-за кино я в восемьдесят пятом году чуть не погиб. По просьбе Рязанова играл в дипломной работе его ученика Евгения Цимбала. И на съемках на меня упала стеклянная витрина, разрезала спину и чуть не отсекла голову. И потом долго приходилось бороться со страхом. Помню, на съемках "Маленького гиганта большого секса" мне все время казалось, что обязательно случится какое-то несчастье. Хотя верю в судьбу и понимаю: если что-то на роду написано, так тому и быть. Впрочем, и смешные вещи случались. Когда снимали "итальянский" сюжет в "Ералаше", покойный Евгений Моргунов, который игралдиректора школы, никак не мог запомнить текст. Мне было легче: я в семьдесят пятом году ездил в Южную Америку и делал программу на испанском. А Моргунову наняли учителя, он долго репетировал, на съемке ему на бумажке написали итальянские слова русскими буквами. Евгений Александрович должен был ударить по столу и воскликнуть: "Эрпенсео лорео!" Но, когда скомандовали "Мотор!" - он не разглядел шпаргалку и в ужасе крикнул: "Пенисом Лору!" На съемочной площадке случилась истерика.
- Я, наверное, грустный человек. Может быть, грусть приходит от сознания того, что круги жизни наматываются все быстрее и быстрее.
Я хочу, чтобы люди любили друг друга, а не жили по принципу "пока не уничтожу, не успокоюсь". Нужно признать в "другом" право быть "человеком".
Mishel
29 ноября 2005 (19:53)
Геннадий Хазанов
Gennady Hazanov
( 01.12.1945 года )
Россия
Сайт: sem40.ru
Статья: От слесаря до артиста
– Геннадий Викторович, кем только вы не были в своей жизни – начинали как конферансье в оркестре Леонида Осиповича Утесова, прославились на эстраде, снимались в кино, сейчас получили известность как актер драматический, да еще и худрук театра... Вы, часом, не несколько жизней проживаете, столь частой и резкой сменой амплуа?
– Похоже, похоже... Хотя я, признаться, не думал об этом. А ведь действительно изменение образа жизни есть верный способ оттягивать старение.
– У вас в запасе есть еще много возможностей молодеть – вы не пели в опере, не танцевали в балете...
– По своим данным я могу разве что спеть в балете или станцевать в опере... А если всерьез, род занятий человека часто бывает продиктован обстоятельствами или случаем. Вот примеры из собственной биографии. Я окончил Эстрадно-цирковое училище только потому, что меня не приняли ни в одно театральное учебное заведение. На последнем курсе Росконцерт объявил меня диссидентом. О работе на эстраде и речи быть не могло – слава богу, что из училища не вылетел. И тут позвонил Аркадий Хайт, сказал, что Утесов ищет конферансье, поскольку от него ушел Евгений Петросян... Так я стал конферансье, а затем Росконцерт меня «амнистировал», и я оказался на эстраде.
– Что, однако, не мешало вам участвовать в самых-пресамых правительственных концертах. Я своими глазами видел, как хохотали буквально до слез на ваших выступлениях партийные бонзы первой величины...
– И при этом относились к нам, как к шутам, которым дозволялось чуть больше, нежели всем остальным...
– Зато теперь молва приписывает вам дружбу с сильными мира сего. Один из них – Лужков, который взял да и сделал артиста Хазанова художественным руководителем театра.
– Плохо вы знаете своего мэра. Юрий Михайлович ничего не делает «по дружбе». Прежде чем подписать приказ, он внимательнейшим образом познакомился с моими планами, предложениями...
Кстати, разговоры о том, что я должен возглавить театр, пытались вести со мной еще при жизни Брунова. Я немедля пресекал их, поскольку знал, что даже слухи о возможной отставке неминуемо убьют Бориса Сергеевича. И принял предложение лишь после его похорон...
– Понятно, что власти были заинтересованы в худруке, которого все знают, любят и так далее. Вам-то для чего понадобилось идти в начальники? Ведь вы же как «разговорник» N1 страны можете стадионы собирать...
– Во-первых, это заблуждение – никаких стадионов начиная с 90-х годов артист Хазанов, как и любой другой его коллега, собирать не мог. Тому много причин: денег у людей стало меньше, а магазинные полки ломились от товаров, выросла техническая оснащенность – появились не только хорошие телевизоры, но и видеомагнитофоны... В общем, посещение эстрадных концертов перестало быть первоочередной задачей.
Так вот, в начале 90-х я понял: прежняя жизнь закончилась. И сразу же встал вопрос: что делать в новой? Количество гастролей увеличивалось, поскольку города, даже большие, выдерживали максимум два концерта. Надо было постоянно двигаться – перелетать, переезжать. А время бежит не в обратную сторону...
И еще я понял, что в лучшем случае до конца своих дней я буду ездить по городам и весям. Это в лучшем случае, поскольку объем работы резко уменьшился – о каких концертах может идти речь, когда мы вступили в период глобальных катастроф. И я ужаснулся, осознав собственные перспективы.
– Страшно было окунаться в незнакомое дело?
– Страшно идти в благополучный театр. Наш же в силу разных причин буквально разваливался. Никуда не годилась архаичная сцена, прибавьте сюда отвратительные свет, звук, обшарпанные сиденья в зале, да и сам зал... С проектом полной реконструкции театра я пришел к Лужкову. Он сказал мне буквально следующее: «Ты сошел с ума, дешевле будет построить новое здание». С этими проблемами мы постепенно разобрались. Теперь в театре и свет и звук соответствуют мировым стандартам, реконструирована сцена, не стыдно войти в зал.
Сложнее было решать задачи творческие. Дело в том, что в театр перестал ходить зритель. Театр пустовал или полупустовал. Концерт считался удачным, если продавалось 400 – 500 билетов, а в зале 1383 места. Абсолютный рекорд был установлен 15 мая 1995 года, когда в зал пришли... 13 человек.
– И вы приступили к революционным преобразованиям.
– К счастью, я довольно быстро понял, что, сохраняя театр как эстрадно-концертную площадку, его не вытащить из финансовой могилы. Наш зал слишком мал, чтобы заинтересовать шоу-бизнес. Значит, остается один лишь жанр – разговорный. Но в будние дни народ на эстраду не затащишь, а это значит, что мы будем простаивать четыре дня в неделю.
Я задал себе вопрос: на что пойдет зритель в будние дни? И сам нашел ответ: только на спектакль. А раз так, решил я, надо четыре дня в неделю отдавать спектаклям. И вот на четыре дня в месяц к нам пришел «Ужин с дураком». Затем американский продюсер Натан Слезингер предложил свой проект: привозить из Петербурга спектакль «Калифорнийская сюита», в котором заняты блистательная Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Это же подарок всей Москве. Мы поставили «Птицы», где играет изумительный грузинский актер Кахи Кавсадзе... И пошло и поехало.
– А ваши коллеги на всех углах кричали: «Хазанов истребляет эстраду».
– Были такие вздорные и бездоказательные обвинения. Хотя за эстрадой мы оставили три самых притягательных дня в неделю – пятницу, субботу и воскресенье.
Новые порядки далеко не всем пришлись по душе. Обиделся на театр Миша Задорнов. Ему не дали дополнительного дня для репетиций, и он ушел, хлопнув дверью. Я сказал: жаль, но что поделаешь, придется обходиться без Задорнова. Через некоторое время Миша понял, что погорячился, и вернулся к нам...
Артисты эстрады привыкли, что театр их уговаривает, утвердились в мысли, что они нужней театру, чем театр – им. Я твердо сказал: с этим пора кончать. Это касается всех артистов, включая артиста Хазанова. Никто не будет диктовать условий театру. И артист Хазанов не будет диктовать Хазанову-худруку, как жить театру.
– Геннадий Викторович, вы говорите о собственном жанре, как об отживающем. Неужто это в самом деле так?
– Вспомните недавние еще сборные концерты. К 8 Марта такой назывался «Вам – женщины», к 23 февраля – «Вам – воины». А пеклось такое зрелище просто: вокруг конферансье сбивалась группа из десяти – двадцати артистов. Попробуйте сегодня заманить зрителя на такой концерт! Кроме того, артисты нашего жанра люди, мягко говоря, не первой молодости. Смены в этом жанре нет. Пятнадцать лет назад заблистал на эстраде Михаил Евдокимов. А после него появился лишь Максим Галкин, но он человек молодой, и пока артист на номер, на сольный концерт еще не тянет.
– А больше вы никого не назовете?
– С удовольствием назвал бы, да нету их. А кое-кто из бывших коллег обвиняет меня во всех бедах жанра.
Мне вспоминается конец сезона 1998 года. Выступает замечательный артист Роман Карцев. И не делает сборов. Причин можно назвать множество: и возраст, и отсутствие свежего материала. Жванецкий, к которому он прирос пуповиной, давно занимается самообслуживанием. Как, впрочем, и остальные авторы, доказывая, что актерский труд в этом жанре не нужен.
– Актеры привыкли к новым порядкам в театре?
– Не все. Приезжает администратор Клары Новиковой, а наш директор показывает сверстанный план, где нет свободных дней. Обида. А я могу открыть вам книгу, в которой написано все, что будет происходить на сцене театра до 30 декабря 2002 года. И если завтра приедет в Москву Майкл Джексон и захочет выступить у нас бесплатно, он поставит меня в весьма затруднительное положение. Для него я смогу потеснить разве что актера Хазанова, с которым мне легко будет договориться.
– Геннадий Викторович, что означает ваша должность – художественный руководитель?
– Если коротко: человек, который определяет творческое направление театра. И этот человек вовсе не обязательно должен быть режиссером.
– Но при желании может стать им.
– Практически я занимаюсь режиссурой с первых шагов на сцене. Сольный концерт – это чистая саморежиссура. У меня нет режиссерских амбиций и вообще нет амбиций, выходящих за пределы Театра эстрады. И я никому в мире не завидую. Ни президенту, ни премьеру, ни олигархам...
– А вам не грустно было навсегда уходить с эстрады?
– Что значит «уходить»? Откуда я ушел? Отсутствие мое в передаче «Аншлаг» вовсе не означает, что я ушел. От сольных концертов я не ушел, с телевизионного экрана не ушел... Просто театр стал главным делом моей жизни.
– Геннадий Викторович, вы играете в трех спектаклях, да плюс еще сольные концерты. Не слишком ли большая нагрузка для художественного руководителя?
– Пока выдерживаю ее. Видите ли, я трудоголик, живу в театре и только театром, дома лишь ночую.
– Какая новость вас может обрадовать?
– Недавно узнал, что кассы нашего театра штурмуют спекулянты. По их негласному рейтингу мы занимаем в Москве третье место после «Современника» и концертного зала «Россия».
Изменить сообщение можно только в течение часа после его создания.
Каждый участник дискуссии может поставить в теме сигнальный флажок, если по его мнению, в теме имеет место конфликт (ссора, оскорбления участников) или флуд.