Форум на ОКУЛУС

Тема 7852, сообщений: 55

начало | 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 | конец
Автор Сообщение
Ирина Звягина
Основатель сайта Окулус, модератор
     24 октября 2006 (23:44)

На Окулус пришла музыка.

Только что получила письмо от Аллы Козыревой. Она написала десятую песню о Рунах

http://www.oculus.ru/stat.php?id=145

Оригинал, где песню можно послушать

http://www.lovepoetry.narod.ru/futark/futark.htm

Скоро сделаем музыкальный раздел в Комнате отдыха

www.facebook.com/oculus.z
Мама + :)
     24 октября 2006 (23:50)

Алекс! Ваша песня - СУПЕР! С КАКОЙ ДУШОЙ, С ТАКИМ ПОРЫВОМ!

Ирина, спасибо!

Еленa
     25 октября 2006 (09:08)

Скоро сделаем музыкальный раздел в Комнате отдыха

Ирина, отличная идея , "звучания" форума так не хватает. Здесь уже не просто - "работа для мозга", но и для Души "пристанище"...

Спасибо Алексу - всколыхнул....

k_t
     25 октября 2006 (12:13)

Алекс, на окулусе есть ваша песня? а где?

я хочу послушать.

Еленa
     25 октября 2006 (12:16)

http://www.oculus.com.ua/forum.php?m=sr&it=7821

Тема "Луч надежды"

lilu
"тонкий мир"
     25 октября 2006 (13:05)

Еще немного и сервер заработает, - можно будет песню снова услышать :o Сорри

Могу по почте пока выслать

joker-way.com
Gaida
     25 октября 2006 (13:17)

lilu !

Vyshli mne! plizzz! :o

Na etot konvertik.

Amrita
     25 октября 2006 (13:18)

Хорошая идея о музыкальном разделе ,я тогда тоже что-нибудь пришлю

     25 октября 2006 (14:31)

Алекс, в музыке я профан полный, но вот на Астролоджере нашла интересную статью Агафонова:

Аспекты и музыкальные интервалы сравнивал еще Пифагор. Аспект получаем, разделив

окружность Зодиака по определенным правилам. Интервал получаем, укорачивая

струну: чем струна короче, тем звук выше. Сама звучащая струна - это основной,

нижний звук интервала. Деля струну на части, можно получать звуки различной

высоты, находящиеся с начальным звуком в том или ином музыкальном интервале.

Например, ½ струны дает октаву к начальному звуку. ½ Зодиака дает

оппозицию. Таким образом, октаву можно символически сравнить с оппозицией: нота

встречает своего 'двойника' на октаву выше.

В музыке октава называется первой гармоникой основного тона. Однако Дж.Эдди,

автор сенсационной для западноевропейских астрологов книги 'Гармоники в

астрологии', предложил называть астрологические гармоники в соответствии с

числом знаменателя. Поэтому оппозиция - аспект второй гармоники, трин (1/3) -

третьей и т.д.

Каждый астрологический аспект можно представить как созвучие двух тонов, двух

голосов. Гармоничные аспекты соответствуют консонансам (мягко, слитно звучащим

интервалам). Негармоничные аспекты - диссонансам (напряженным, жестким

интервалам). Чем выше номер гармоники аспекта, тем более диссонирован

соответствующий ему интервал. До некоторого предела (как и в музыке) мы ощущаем

обострение этой диссонантности, можем эмоционально откликнуться на интервал

(воплотить в жизнь идею аспекта или хотя бы отреагировать на него). Затем (при

высоких гармониках) ни узнать интервал, ни как-либо отреагировать на него мы уже

не можем.

Человеческий слух осваивал интервалы постепенно. Первым освоенным интервалом

была прима, когда два голоса звучат в унисон. Она символически соответствует

соединению. Затем были освоены квинта (трин) и октава (оппозиция), кварта

(квадратура) и существенно позже - большая терция, основа мажорного трезвучия

(секстиль). Терция довольно долго считалась диссонирующим созвучием! Консонансы

рассматривались как светлое начало, часть мировой гармонии, а диссонансы - как

напряжение, требующее разрешения. А остро, напряженно звучащий интервал тритон

вообще заслужил название 'дьявольского интервала'.

Вероятно, примерно в том же порядке осознавались и аспекты. Напомню, что любой

интервал, как и любой аспект, может быть выражен дробным числом. Осознание

интервалов и аспектов означало увеличение допустимого значения знаменателя этой

дроби.

Любой диссонанс требовал действия. Он мог привести либо к более сильному

диссонансу, либо к разрешению - переходу в консонанс. В музыке чередовались

моменты напряжения и расслабления. Постепенно музыка обретала форму. Музыкальное

произведение отражало представление о развитии мира, о большом цикле, имеющем

начало, кульминацию и развязку. Начальное равновесие постепенно омрачалось

диссонансами, напряжение шло к кульминации и затем достигало разрешения в

предустановленной гармонии.

Вначале музыка была одноголосной. Ее основой была народная песня и танец,

церковный хорал. Мелодия первых песен кружилась на небольшом расстоянии от

основного тона, все ее звуки тяготели к нему. Постепенно развивалась система

тяготений между несколькими звуками, зафиксированная в ладе. Лад - обобщение

множества мелодий определенного характера.

Ладов было немалое количество, существовали лады для грустных и веселых,

лирических и боевых песен. В европейской музыке лады состояли из семи тонов.

Проиграв лад снизу вверх и обратно, вы получали определенный эмоциональный

заряд. В ХХ веке им на смену пришли 12-тоновые лады, не имевшие опоры в бытовой

музыке и массовой музыкальной культуре. Профессиональная музыка 'оторвалась от

народа'.

Важно понять, что лад - не просто обобщенная мелодия, но система тяготений со

своей иерархией.

Все звуки лада тяготеют к его основному тону - тонике. Тоника организует лад,

как Солнце - солнечную систему. По-видимому, не случайно европейские лады были

именно семизвучными.

Вторым важнейшим тоном лада постепенно стала доминанта (отстоит от тоники на

квинту вверх: в до-мажоре тоника - звук до, а доминанта - звук соль). Доминанта

вбирает в себя все тяготение лада к его центру, ее стремление к тонике -

наиболее выраженное. Доминанту можно сравнить с Луной.

Тоника окружена с двух сторон так называемыми вводными тонами (ноты си и ре).

Они стремятся влиться в тонику, тяготеют к ней. Это Меркурий (нижний вводный) и

Венера (верхний вводный тон).

Сама же тоника является доминантой для ноты фа, расположенной от нее на квинту

вниз (и на кварту вверх) и стремится к ней. Поскольку нота фа расположена на

одну ступень лада ниже, чем соль (доминанта лада), она называется субдоминантой.

Переход тоники в субдоминанту требует определенного усилия, преодоления инерции,

это скачок вверх на кварту, с которого начинаются многие гимны (например, Гимн

России, Интернационал, Марсельеза). Скачок тоники в субдоминанту -- марсианское

действие. Поэтому субдоминанту (фа, цель тоники) можно сравнить с Марсом.

Юпитер в этой модели соответствует интервалу сексты (до-ля), в которой

действительно есть стремление к широкому охвату, а Сатурн - терции (до-ми) и,

вероятно, октаве, поскольку именно терция определяет внутреннюю структуру лада

(будет ли это мажор или минор), а октава - ограничивает лад извне.

До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си - До

Su Ve Sa Ma Mo Ju Me Su

Трезвучие, определяющий аккорд лада, основа его индивидуальной неповторимости,

состоит из нот до-ми-соль, или Солнце-Сатурн-Луна. Сатурн 'держит' трезвучие,

определяет его своеобразие. Чтобы понять, мажор это или минор, достаточно двух

нот: до-ми в мажоре или до-ми-бемоль в миноре. Трезвучие - простейшая

внутриладовая система.

До - Ми - Соль

Su Sa Mo

После того, как мелодия достигла субдоминанты (фа), она естественно

'переливается через край' в доминанту (соль), которая тяготеет снова к тонике.

Таким образом, у нас получается некий событийный и эмоциональный ряд,

зашифрованный в самой ходовой, основополагающей формуле европейской музыки -

тоника-субдоминанта-доминанта-тоника или (в до-мажоре) до-фа-соль-до, или

Солнце-Марс-Луна-Солнце: индивидуальность - действие - напряжение/тяготение -

разрешение. Мужчина становится воином (или действует), встречает женщину и

порождает нового мужчину. Вот какой архетип лежит в основе европейской музыки:

отец, мать и сын.

До - Фа - Соль - До

Su Ma Mo Su

Оказывается, даже самая сложная и разработанная форма европейской музыки -

сонатная - имеет в основе этот барельефный солярный архетип 'Я - моя воля - мое

стремление к продолжению себя (мое самоотрицание, моя внутренняя сторона,

анима, душа, моя основная потребность) - новый Я'. В предельном напряжении

старое Я преобразуется и порождает свое диалектическое отрицание. В этом

архетипе закодировано стремление к вечному существованию индивидуальности - а

поскольку это невозможно, то к выпуклому, скульптурному результату жизни как

целого. Изваять судьбу как 'памятник нерукотворный' - античная идея. Вспомним

Ахилла. Мать раскрывает ему два варианта судьбы: либо он проживет долгую жизнь,

либо погибнет под стенами Трои, но обретет бессмертную славу. Ахилл выбирает

второй путь.

А еще глубже в основе этого архетипа 'импульс-кульминация-разрядка' - отражение

жизни биологического существа вообще и ее основа, акт оргазма, направленный на

продолжение рода через смерть индивида.

Музыка развивалась от одноголосия к многоголосию. Любая мелодия обладает

определенной направленностью, каждый звук стремится в следующий. Музыку можно

представить как график. Мелодии в многоголосии - это линии, идущие слева

направо, из прошлого в будущее. Они могут идти параллельно, или в разные

стороны, пересекаться, сливаться.

Также - из прошлого в будущее - движутся транзитные планеты по Зодиаку. Их

движение можно отразить в графических эфемеридах, в которых по горизонтальной

шкале откладывается время, а по вертикальной - градусы Зодиака. Линия,

соединяющая последовательные положения планеты, дает кривую - нечто вроде

синусоиды, пересекающей графические эфемериды по диагонали.

Люди исполняли музыку сообща. Понадобилась ритмическая организация, организующая

музыку во времени. Это мог быть барабанный бой, хлопанье в ладоши,

притоптыванье, а затем - дирижирование. Прочертив вертикальные линии на нашем

музыкальном графике, мы получим ритмическое деление. Вертикальный срез

нескольких мелодических горизонталей зафиксирует звучащий в данный момент

аккорд. Аккорд есть не что иное, как остановленные тяготения нескольких

мелодических линий. Аккорд состоит из интервалов.

Зафиксированный момент движения транзитных планет - космограмма - состоит из

аспектов и образует сложный аккорд. Безостановочное и никогда не повторяющееся

цикличное движение планет, в котором малые циклы вложены в большие - это

полифония космоса, бесконечная смена аккордов, музыка сфер. Остановленная (на

рисунке космограммы) в своем движении планета стремится вперед, к образованию

следующих аспектов-интервалов. Все вместе планеты стремятся перейти в следующий

аккорд.

Постижение музыки небес шло параллельно с развитием музыки души. Аккорд в музыке

подобен аспектной конфигурации в астрологии. Чем выше гармоника аспектов, тем

сложнее астрологический аккорд.

Аккордовая система в музыке развивалась постепенно. Вначале аккорды могли

состоять только из консонансных интервалов. В таком случае их тяготение в

следующий аккорд сегодняшнему уху кажется достаточно слабым, а старинная хоровая

музыка (XV-XVI века) - достаточно статичной.

Это соответствует аспектным конфигурациям из одних мажорных аспектов.

Постепенно в аккордах стали использовать все более диссонансные интервалы. До

определенного предела напряженность таких аккордов возрастала, однако, когда все

аккорды диссонансные и напряженные, парадоксальным образом музыка теряет

внутренний импульс, развитие пропадает, исчезает и отличие диссонанса от

консонанса (= тьмы от света), и разрешение диссонанса ( = спасение) не

происходит. Именно такой путь музыка прошла в XIX-XX веках.

Сходный путь проходит астрология. Мы рассматриваем аспекты все более высоких

гармоник. Аспектные конфигурации, которые мы учитываем, становятся все более

искаженными по сравнению с классическими.

Музыка может быть рассмотрена как борьба горизонтали и вертикали. Горизонталь

(мелодия) ассоциируется с личностью. Вертикаль (интервал или аккорд) - с

сообществом. Музыка началась как простейшая мелодия, которую все исполняли

сообща. Здесь весь род - одно существо. Постепенно голоса приобретали

индивидуальность.

Многоголосие без выделенного основного голоса соответствует такому мироощущению,

при котором человек не выделяет себя из рода (например, грузинские хоровые

песни).

Когда в многоголосии появляется главный голос, он становится наиболее

индивидуальным, а остальные голоса теряют индивидуальность в той или иной

степени.

В лучших образцах многоголосной (полифонической) музыки, например, в фугах И. С.

Баха, все голоса и индивидуальны и равноправны одновременно. Они передают друг

другу яркую, запоминающуюся фразу - тему. Таким образом, каждый голос на

какое-то время становится неповторимым, каждый певец - индивидуальностью. Здесь

два принципа - коллективный и индивидуальный - сосуществуют и взаимопроникают.

Такой музыкальный принцип отражает определенную гармонию между личностью и

обществом - во всяком случае, идеальное представление о ней.

Параллельно с полифонией развивается гомофония, когда сольный

индивидуализированный голос звучит на фоне относительно безликого аккордового

сопровождения (индивидуальная песня, оперная ария). Так в музыке отражается

развитие европейского индивидуализма. Гомофония в XIX веке на короткое время

'побеждает' полифонию. Благодаря тому, что мелодия 'вырвалась на свободу', она

становится все более индивидуализированной. Романтическая личность стремится

утвердить свою неповторимость, расширить экспансию. Эмоциональность мелодии

растет, к началу ХХ века она становится все напряженнее: движется по

диссонирующим интервалам, соединяет несоединимое, совершает скачки, рывки,

переходит от шепота к крику и т.д. Однако чем больше мелодия (= личность)

пытается стать неповторимой, тем меньше ей удается выделиться среди себе

подобных. Когда кричат все, никого не слышно.

К ХХ веку полифония снова берет свое, однако соразмерности и гармонии добиться

уже не удается. Голоса движутся, подчиняясь абстрактным закономерностям,

сконструированным композитором. Композиторы обращаются к восточной или

негритянской музыке, придумывают искусственные лады, музыканты чувствуют, что

внутри старой системы, когда в октаве 12 полутонов, им уже тесно*. Мелодика

претерпевает такие изменения, что непрофессионалу ни понять, ни спеть ее уже

невозможно. Происходит так называемая эмансипация (освобождение) диссонанса и

девальвация (обесценивание) тяготения. Музыковеды сравнивают эти процессы с

варварским разбазариванием природных ресурсов. То есть любая какофония, которая

никуда не движется и ни к чему не тяготеет, может считаться музыкой. Тональная

система уходит в прошлое вместе с породившей ее системой общественных отношений.

На горизонте маячит призрак новой музыки, однако никто не знает, какой она

будет. Эстрада паразитирует на умирающем теле классики, повторяя ее

величественные контуры в своем мизерном масштабе, пародируя некогда живые

движущие силы в виде гротескных скачущих и гримасничающих механических кукол.

Популярная музыка осваивает те музыкальные средства, которые в профессиональной

музыке давно стали седой архаикой.

* В индийской и др. восточной музыке октава делится не на двенадцать интервалов,

а на большее их число (иногда до нескольких десятков). В индийской астрологии

этому соответствует широкое использование карт гармоник.

Развитие индивидуальности повторяет развитие общества, поэтому каждый человек

осваивает музыкальные интервалы и астрологические аспекты примерно в том же

порядке, как это делало человечество (до сих пор не освоившее как следует

оппозицию).

Человек, в молодости активно эксплуатирующий трины и секстили, в зрелом возрасте

работает по квадратам и подбирается к превращению оппозиции в аспект

сотрудничества; все настойчивее звучат кармические аспекты, а творческие играют

совершенно новыми красками; в середине жизни запевает серебряная труба

квиндечиле, слышатся потусторонние голоса септилей, а слабо осознаваемые аспекты

11-й и 13-й гармоник нарушают привычный ритм, словно неожиданные синкопы.

Звучание планет можно представить как хор: например, Солнце - баритон, Марс -

героический тенор, Меркурий - альтино, Венера - сопрано, Луна - контральто;

начиная от Юпитера, звучат различные хоровые составы. В общую музыку вплетаются

звуковые эффекты: треск электрических разрядов (Уран), шум волн (Нептун), грохот

литавр (Плутон). Все вместе они создают единое вечно новое звуковое полотно***.

*** С точки зрения астрологии, мелодия - это развитие принципа какой-либо

планеты. Например, оперные персонажи:

герой-любовник, драматический тенор - Марс,

примадонна, сопрано - Венера,

кормилица и женщина зрелого возраста, меццо-сопрано - Луна,

паж, лирический тенор или альтино - Меркурий,

мудрец или резонер или старший родственник, баритон - Юпитер,

царь, баритон или бас - Солнце,

воплощение рока, судьбы, бас - Сатурн.

Музыкальные шедевры отражают представление человека о Вселенной. Иногда в одном

произведении сконцентрирован опыт целого воплощения (а то и взгляд на цепь

воплощений, как это бывает в фугах Баха). Если средствами астрологии рассмотреть

жизнь отдельного человека, мы получим своего рода симфонию планетарных

взаимодействий, а натальная карта будет ее первым аккордом и одновременно

порождающей моделью.

Уходит в прошлое тональная музыка, в которой тоника соответствовала Солнцу, а

переход из тональности в тональность (модуляция) соответствовал путешествию из

одной солнечной системы - в другую****. Однако классическая музыка сохраняет

значение совершенного образца. Трансформируется и астрология. Но перед тем как

уступить место новой астрологии, традиция должна достичь совершенства, подобного

совершенству классической музыки, сформулировать свое учение о форме, гармонии и

дать примеры его практического применения. Развитие потенциала карты во времени

можно сравнить с развертыванием музыкальной формы как звукового полотна. В

результате астрологического описания судьбы мы должны получить цельное

произведение, наподобие симфонии, фуги, живописного полотна или архитектурного

ансамбля. Взятое в целом, оно будет отражать тот или иной архетип судьбы.

Например, герой-вождь, земледелец, торговец-посредник, жрец - в индийской

астрологии соответствуют стихиям Огня, Земли, Воздуха, Воды; естественно,

'чистых' типов мы не увидим. На самом деле, конечно, дело не только в стихиях,

но и во взаимодействии домов, характере конфигураций и т.д. Я думаю, это можно

определить по карте.

**** В европейской музыке закодировано, т.о., представление о множественности

обитаемых миров. Но поскольку произведение начинается и заканчивается в одной и

той же тональности (в классике), наша Солнечная система в этой модели -

центральная.

Каждому архетипу судьбы соответствует своя форма жизни. Если привести

музыкальные аналогии, то земледелец - это достаточно древняя куплетно-припевная

форма, в которой нет развития, но есть цикличность.

Герой-вождь, по-видимому, требует формы с выраженной кульминацией и развязкой. В

ней будет проявлена основная формула до-фа-соль-до и золотое сечение.

Торговец-посредник будет связан с вариационной формой, в которой тоже настоящего

развития нет (нет отрицания отрицания, кульминации и т.д.).

Жрец может соответствовать сложной форме, например, сонатной, в которой есть

элементы всех остальных.

Мне кажется, характер должен быть закодирован в натале и порождать

соответствующую жизненную 'форму', отраженную в предсказательных методиках.

Т.е., если это посредник без особого риска, то во временных разворотах карты

ничто и не будет указывать на риск. Наоборот, если это воин - то и в самой

карте, и в различных предсказательных методиках увидим готовность к риску и

возникновение экстремальных ситуаций.

Золотое сечение, как оказалось, вездесуще, например, оно пронизывает музыку,

используется в бизнес-астрологии; должно, по-моему, применяться и в

прогностике.для определения 'точек поворота'. Интересно, например, не

проявляется ли важность момента золотого сечения в антропохронной прогрессии?

Или в 12-дневной прогрессии, также охватывающей 84 года?

С уважением Алексей Агафонов.

http://www.esoteric-base.ru
Эвридика Штурвалова
     25 октября 2006 (17:26)

ЕленаР,

чрезвычайно интересно. Не могли бы дать ссылку на статью?

Ритмизированное звучание - поэзия, музыка -

в состоянии передать то главное в нас, что не может быть ни названо, ни описано, ни определено, но что является единственным доподлинно реальным фактом Бытия.

Смысл содержится между строк. Чем больше константных знаков (слов, звуков)на единицу выраженной мысли,образа или эмоции, тем плотнее текст, тем больше ограничивает свободу читающего/слушающего.

Где-то в сер. 60-х гг в Америке на одном из концертов был исполнен музыкальный опус для оркестра - дирижер взмахивал палочкой, и зал более 3-х мин тонул в полнейшей тишине, а по окончании разразился аплодисментами. Жаль, не помню конкретных данных - ни имени композитора, ни названия произведения, ни дирижера. У меня эта инфо где-то выписана, но нет времени поискать.

начало | 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере