Форум на ОКУЛУС

Тема 8800, сообщений: 67

начало | 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 | конец
Автор Сообщение
Олис
     21 января 2007 (09:40)

Зеленая мышь, у меня небольшой опыт общения на форумах, плохо получается найти приемлемую форму, но зато много наработок, позволяющих помочь самой себе. Если есть потребность в помощи, пишите, с удовольствием поделюсь


Пойдём причинять добро
luna-astreia
     21 января 2007 (17:38)

Есть над чем подумать?

Учитель и Ученик: ложная перспектива отношений

Отрывок из книги Ольги Шахворостовой «Плач палача»

Учитель и ученик не являются дуальной системой, они отдельны с самого начала, а потому неразрывно связаны ложной перспективой отношений. Такая перспектива необходима для поддержания игровой ситуации дуального взаимодействия. Если бы дуальная связь существовала в действительности, то учитель не мог бы обучать, ученик — обучаться, а значит возникла бы ситуация тотального вырождения спонтанно организующихся систем обучения. Спонтанно организующаяся система обучения — единственная из всех возможных и вероятных, которая способна реально обучить критическую массу учеников, не ломая накопленный потенциал ошибок и достижений, а используя его как опорную базу для дальнейшего становления.

Однако, иллюзия — считать, что спонтанно организующаяся система обучения не растворяет предыдущую личность в сверхнапряженном информационном поле. Если линейные системы обучения, подготавливаемые основательно и продуманные от начала и до конца, грубо насаждают различные эталоны общепринятых показателей и норм, бесцеремонно взламывая код личности, то спонтанно организующаяся система обучения делает то же самое, но иным образом. Она исходит не из собственного ресурса силы, а из потенциального ресурса на уничтожение, находящегося внутри самой личности. Здесь мы приходим к выводу, что любая достоверная информация, тем более, если возможно применить её практически, оказывает разлагающее действие на личность. Именно по этим причинам учитель и ученик не могут быть и не являются дуальной системой. Учитель намеренно создаёт ложную перспективу отношений, чем увлекает ученика в невероятную и непредсказуемую игру слов, действий, мыслей, чувств. И ученик начинает забывать себя, то есть стирает часть программы, контролирующей его внешние и внутренние психофизические реакции. Также изменяется биохимическая матрица ученика в связи с изменением внешних факторов влиятельности, созданием которых и занимается учитель. Отличительная черта учителя в том, что он не пытается проникнуть внутрь ученика и совершить там какое-либо изменение. Напротив, он всячески усиливает защитную диафрагму ученика за счёт активизации внешних катастрофных факторов. Постепенно ученик облекается в столь жёсткую защитную оболочку, что возникает ситуация нехватки кислорода. Он начинает задыхаться в собственно созданном закукленном мирке.

Здесь ученик находится на грани гибели. Учитель не всегда в состоянии зафиксировать этот момент, хотя предполагает такую ситуацию и готов поддержать ученика, но только после того, как тот минует стадию так называемого «летального стресса», разрушающего незрелые связи и усиливающего сознательную зону отношений.

Не являясь дуальной системой и поддерживая ложную перспективу отношений, учитель и ученик могут произвольно контактировать на уровне совместного получения знаний, однако, когда период получения знаний заканчивается, интерес учителя к ученику становится инерционным, то есть теряет жизненную активность, а интерес ученика к учителю становится потребительским, то есть разрушает учителя как жизнь дающего, жизнь рождающего и жизнь формирующего.

Предположим, что данная ситуация становится мутагенным фактором, фактором, необходимым для развития любой системы отношений, в том числе и системы отношений учителя и ученика. В принципе, такой мутагенный фактор должен активизировать информационный резерв ученика. Но, так как уже известно, о принципе несвоевременности, необходимом в мире, то неизменно у учителя возникает импульс искусственно вытолкнуть ученика на новый уровень, вторгаясь внутрь него со своим, значительно превосходящим, потенциалом умений и знаний. Таким образом учитель и ученик выходят на тропу уже не закономерных, а законопослушных отношений, в которых невозможно рождение свободного интереса к знаниям и естественно возникающего желания перевести знания в умение, то есть учитель и ученик упускают фактор мудрости, неизменно обязательный в их отношениях, потому как именно он помогает избежать перерождения или трансмутации живой связи в привычку.

Привычка есть домоклов меч для творчества, она сверхпроникаема и всегда приходит незаметно. Мир становится привычным — это самая страшная из катастроф, она — основа всех других катастроф, которые когда-либо возникали и будут возникать в мире.

Например, Каин и Авель. Каин, так как он был первенцем Адама и Евы, оказался не столь оторванным от земли как второй их ребёнок — Авель. Тело Каина не было омрачено клеймом первородного греха, но ресурс духа, вложенный в него, был недостаточен, чтобы изменить сложившуюся ситуацию и воссоединить своих мать и отца с планетным биоэнергетическим организмом. Когда Каин стал возделывать землю, он превратился в сотворца, содействующего земным стихиям, которые тогда ещё были дружны с человеком. Брат его, Авель, появившийся с клеймом первородного греха и со слабым ресурсом духа, оказался настолько физически слабым, что имевшийся рацион питания, состоящий из злаков, овощей и фруктов, не восстанавливал здоровье, и мальчик день ото дня терял силы. Спасая своего сына, мать решилась на крайнюю меру — она стала отпаивать его кровью животного, женской особи, внешне похожего на козу, но со щетиной, как у свиньи. Так была оборвана ещё одна нить связи с природой, на этот раз с фауной. Авель же быстро поправился и далее рос крепким и сильным. Что же произошло, когда мать напоила сына кровью животного, и каким образом такая мысль пришла ей в голову?

Клеймо первородного греха означает отсечение индивида от средовых условий, то есть жизнь и смерть, присутствующие в любом средовом процессе, становятся непостижимыми как на уровне понимания, так и на уровне биохимических преобразований, происходящих внутри него. Такой индивид погружается в опосредованность, попадая под жёсткий диктат форм мира, теряя связь с формообразующими началами. Значит, первое убийство белкового существа совершила Ева-мать во имя спасения своего сына. Когда она увидела неотвратимость гибели Авеля, внутри её существа появилась мысль о враждебности окружающей среды и чувство опасности, вынуждающее человека защищаться. Желание же защититься, не обоснованное мудростью, неизменно порождает желание разрушать себя и мир вокруг. Разрушение кажется выходом из сложившейся ситуации, кажется спасением. Здесь и возникла мысль о том, что кровь быстроногого животного придаст сыну силы. И, действительно, это подействовало. Но мальчик, вкусивший крови животного, был переведён на совершенно иные биохимические возбудители жизненной активности.

Организм Авеля был восстановлен полностью, а дух его подорван окончательно. Теперь ситуация становится ещё более очевидной. Представим, что есть два человека. Пространственные контуры одного целостны, время его течёт гармонично, а у второго всё в точности до наоборот — внутренние разрывы, посредственный ум и потухшие духом глаза. Даже при лёгком усилении yапряжённости энергетических полей такой человек будет подвергаться ещё большему разрушению, потому как целостный объект всегда влияет на объект нецелостный таким образом, что или собирает его, восстанавливая полностью, или превращает в ничто. Такой процесс заложен в механике отношений среды и индивида, индивида и среды, потому как критическая степень разрозненности в одном из участков мироздания должна быть или нейтрализована до состояния «ничто», или восстановлена до возможности совершения хотя бы минимального обмена со средой. Это принцип, сохраняющий возможность жизнепроявленности в любом из существующих и несуществующих миров. Значит, слабый человек в присутствии сильного всегда осознаёт свою слабость и начинает мстить сильному за неё, пытаясь во что бы то ни стало уничтожить его морально или физически. Значит, на этом этапе отношений система анализа приводит к системе сравнения, откуда начинается прямой путь к системе конкуренции — внешней и внутренней.

Физическая жизнь Авеля была сохранена за счёт убиения белкового существа. Когда оба брата стали самостоятельно обеспечивать себя пищей и были не беспомощны в исследовании окружающего мира, то есть овладели возможностью общаться не только на телепатическом уровне, но и с помощью некоторых издаваемых звуков — двузвучий или тризвучий, то высоких, почти что фальцетных, а то глухих, низких, естественная непосредственность Каина стала раздражать Авеля, подчёркивать его несбалансированность, неумение чувствовать мир, а радость Каина от общения с миром только усиливала патологическое желание Авеля защититься, вызванное страхом смерти. Однажды беспокойство внутри Авеля выросло тысячекратно, так как с течением времени средовые условия всё изменялись и изменялись, а Авель, отделённый от них, оставался прежним, потому его страхи выросли до неимоверных размеров, и чем дальше, тем больше он уходил от осознания нереальности этих страхов. Здесь и возникает искушение, толкающее преступить черту «не убий».

Авель решился — он пришёл в поле убить Каина. Получилось же наоборот — Каин, защищаясь, нечаянным образом убил брата. Человек потерял последний шанс восстановить генетический баланс, позволяющий ему быть полноправным сыном природы, а не сиротой, обделённой кровом. Ведь, хотя убийство было вынужденным, черта так или иначе всё же нарушилась — черта, отделяющая естественное от искусственного, пролегающая как грань между жизнью и смертью. Червь сомнения въелся в мир, и мир раскололся на палача и жертву.

Отношения палача и жертвы — это отношения жёсткой зависимости, направленной даже не друг к другу, а к самому себе. Они исключают самодостаточность и самостоятельность как категории сущностного движения по преобразовательной траектории. Ни тот, ни другой не обладают чем-либо и кем-либо не являются, они

существуют постольку, поскольку предполагает их существование причинно-следственный ряд вне системы парадокса. Когда палач и жертва оказываются в одной точке, они соответственно реагируют друг на друга, причём функции палача и функции жертвы распределяются спонтанно. Здесь, чтобы выжить, один из них должен уничтожить другого — в физическом смысле или в сущностном, психологическом. Но, так как в мире существует ещё и система парадоксов (в описании Эдемского сада она была отражена как образ Змея), то существует другая иерархия отношений, где за основу принимается взаимодействие, или взаимное действие. Только благодаря системе парадоксов человеческий мир ещё жив. Прежде всего, парадоксом являются отношения между мужчиной и женщиной как между двумя элементами, находящимися в противофазе. На этом уровне внутренняя дискретность человека может быть восстановлена или разрушена окончательно. Парадокс отношений мужчины и женщины заключается в том, что в силу своей структурности им предназначено идти в противоположные стороны друг от друга. Но так как существуют электромагнитные поля, создающие прецедент притяжения одного элемента к другому, то и эти двое притягиваются друг к другу, вместо того, чтобы отталкиваться. Следующий момент парадокса в том, что они обречены на непонимание, и всё же появляется нечто, объединяющее их в диный мир, более целостный, чем каждый из них в отдельности.

Стремление понять друг друга есть ложное и порочное стремление. Оно исключает понимание как таковое. Чтобы что-то понять или понять кого-то, нужно прежде всего увидеть. Например, чтобы увидеть звёзды, нужна ночь. Чтобы увидеть зелень листвы, нужен свет солнца. Одно без другого не существует.

Поэтому и такое стремление, как понять кого-то, есть стремление ложное, основанное на любопытстве, а не на любознательности. Любопытство, как правило, избирательно, а любовь к знаниям не отделяет зёрна от плевел. Такая любовь даёт возможность понять, что знания существуют и в зерне, и в плевелах, и что плевела необходимы на стадии формирования зерна, его вызревания. Поэтому нельзя их выбрасывать как ненужный хлам, необходимо считаться с ними, иначе рутина всезнания захлестнёт тебя жёсткой и подавляющей дух волной.

* * *

Каин и Авель …Авелю не хватило ресурса духа, чтобы поднять завесу привычности, неизбежно нависающую над каждым путником, идущим по пути знания с целью, но без образа, а это означает хождение по кругу, по замкнутому кругу своих нужд, потребностей и желаний. В этом случае человек не рушит мир, но и не преобразует его. Он становится нулевым звеном в причинно-следственной цепи Мироздания, и Мироздание перестаёт учитывать его как существующего, как реально существующего. Человек становится невнимателен. Он перестаёт замечать, что поезд давно ушёл, а он остался на полустанке сам с собой. Невнимательность постигла и Каина. Она не могла не прийти к нему, ибо он не делал ничего, чтобы что-то изменить и следовал своему року безотчётно, полагаясь на дружественное отношение среды и забывая, что дружественные связи нуждаются в постоянной подпитке, иначе они истончаются и исчезают. Невнимательность Каина привела к тому, что он не смог предупредить растущую агрессию Авеля, не смог помочь ему в восстановлении духовных сил для целостного развития. Так идиллическая картина мирно живущей семьи — Адам, Ева и двое их сыновей — рассеялась убийством себе подобного. Разница была в том, что Каин имел возможность предупредить катастрофу, а Авель не имел возможности не совершать этого поступка, ибо однажды его жизнь уже была спасена убиением другого, его физическая жизнь, здесь же надлежало спасти его энергетическое существо. И он вынужден был обеспечивать себе выживание, делая это только одним способом, других вариантов он просто не знал.

По иронии судьбы грех первого убийства лёг не на нападавшего, а на защищавшегося.

Итак, мир становится привычен, и это ведёт к невнимательности. Невнимательность ставит под угрозу самого человека и мир, вокруг него существующий. Тогда что же, в таком случае, ведёт к привычности? Что лежит в основе появления привычки как таковой? Привычка — это результат дисфункции механизма, связующего Землю и Космос.

Возьмем столь общее определение в качестве точки отсчета для развертывания подробной картины осознавания такого явления.

Если Земля — некая точка, то Космос будет пространством, в которое вхожа эта точка.

Когда точка по каким-либо причинам перестает полноценно сообщаться со своим пространством, она выключается из сетевого обеспечения и переходит в состояние иллюзии — существуя, точка не существует для сети, значит, и не обновляется.

Вот здесь и появляется рубеж, когда что-то лишь следует и уже не является причинностью, возбудителем в полном смысле.

Где же тут гнездится привычка? Вероятно, в череде последовательных, но не влияющих друг на друга событий, ситуаций, ориентированных на первичный задатчик.

Очевидно — это путь угасания, когда жизнь только тлеет, не горит. Конечно, она может вспыхнуть, но, скорее всего, погаснет, так как сложнее обнаружить постепенную утечку этого бесценного топлива, потому в большинстве случаев уже поздно что-то менять.

На Земле основная зона утечки — Антарктида. В этой точке планеты располагается конструкция, балансирующая приток энергии из Космоса и выброс планетного энергоизлишка. Озоновая дыра, образовавшаяся над материком, создает ситуацию неучтенного взаимодействия Внешнего (Космос) и Внутреннего (Земля).

Следовательно, и люди, населяющие планету, претерпевают на этом фоне различные структурные нарушения. Например, ментальная система человечества начинает «прокручиваться» вхолостую. Работа мозжечка циклится только на двух фазах — обеспечение равновесия и обработка «низкочастотной» сенсорной информации, хотя раньше его функции распространялись в сферу распределения различных видов эксплуатируемых человеком энергий в соответствии с еобходимостью и, адекватно его потенциалу, дозировался расход энергий на то или иное усилие.

Пытаться отыскать рациональное зерно в иррациональном мире все равно, что искать иголку в стоге сена. Поэтому, сколько дыры не латай на старом кафтане — все равно порвется, он ветхий, как и наше мировоззрение, изношенное и неактуальное, застарелое и замусоленное. В этом страх обнажить разум перед Созданным, Создавшим и Создающимся, страх замерзнуть в одиночестве неразгаданного и необъятного, страх перед Реальностью Существующей, не приукрашенной услужливым воображением.

Начать можно с малого — научиться понимать хотя бы свое тело, осознать важность его присутствия и не переоценить его.

Например, «раковая» программа. Оказывается, она уже с момента рождения заложена в человеческий организм в качестве защитного комплекса на случай средовой мутации, чтобы радикально изменить внешний вид и внутреннее строение организма адекватно средовым изменениям.

Если, в силу обстоятельств, эта программа выходит из-под контроля, имеет место нецелесообразный клеточный рост и образование злокачественных опухолей в каком-либо участке организма. То есть, такие последствия влечет запуск мутационной программы, произведенный нечетким сигналом, который «плохо» прочитан организмом. Иными словами, координационная сетка смещается, и программа выживания в экстраординарных условиях искажается до неузнаваемости. Подобный прецедент создается не беспочвенно — в результате неконструктивного, с точки зрения функциональной синхронности органов, вмешательства.

Получается, что псевдосигнал читается как руководство к частичному запуску программы и выполняется последовательно, но измененный орган не выживает в старой конструкции, тем более что само изменение осуществляется неграмотно.

Если в начале мутационная программа целостна и радикально преобразует весь организм лишь в случае полноценного включения, то вырванная из контекста ее деталь не имеет направленности, устойчивости и искажается, вступая в конфликт с существующей системой.

В этом феномен и трагедия. Программа рака так плотно «впаяна» в человеческий организм, что, отключив ее вовсе, существо человеческое лишается важного — способности мечтать. Поэтому довольно опасны прецеденты энергетического вмешательства в этом случае, так как если по незнанию будет повернут рубильник, запрещающий Революцию на клеточном уровне, дух окажется навсегда «закупоренным» в данном ему теле (образе) как джин в бутылке.

То, что мы принимаем за сорную траву, может оказаться великолепным лекарственным средством, поэтому далеко не все узлы разрешается разрубать ударом меча. Например, не стоит разрубать узел веревки, по которой канатоходец идет над пропастью.

* * *

Сосновый бор… Золотые струны стволов устремляются в синюю высь, рассыпаясь

каскадом зеленых ветвей, и там, за их вершинами, рождается небо — беззвучно звучащее, пронзительно прозрачное.

Оно опускается на снег, растворяясь в нем синевой. Золотая солнечная пыль клубится над махровыми взгорьями, сгущаясь в радужные блики и разбегаясь маленькими искорками по всему пространству.

Это — рядом с нами, это — наш мир. Вернее, мы — его потерянные дети. Мы не можем позволить себе потерять его хотя бы потому, что не способны создать даже малое из того, что уже создано!

август, 2001г.

Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     21 января 2007 (19:28)

Олис,спасибо!Я отправила Вам письмо.

Астрея, -чем больше мнений-тем лучше.Вы,как всегда,неожиданны и неизбиты...

А вот,что еще нравится мне-(нашла на психологическом форуме),все очень компактно и верно-поэтому цитирую докладчика полностью:

сли в качестве анализа взаимоотношений людей мспользовать транзактный анализ Эрика Берна, то теория игр дает четкое представление о функции "игры", Людях, которые играют в игры, а также о Играх, в которые играют люди

Вкратце:

Определение игры: и др. базовые понятия транзактного анализа Э.Берна:

Игра — обмен транзакциями, сопровождающийся провокацией, обменом марок и заканчивающийся подтверждением сценарного решения. Игра — это неосознанный процесс, воспринимаемый как неприятная и даже болезненная ситуация. У каждого человека есть «любимая» игра, которая повторяется на протяжении жизни в разных условиях и с разными людьми. Вэн Джойнс предложил следующее определение игры:

«Игра — это процесс какого-либо действия, совершаемого со скрытым мотивом, который:

1) находится вне осознания Взрослого;

2) явно не проявляется до момента изменения участниками своего поведения и

3) приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнёра».

Драматический треугольник — это диаграмма для анализа игр. В играх люди играют одну из следующих сценарных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы Все три роли Драматического треугольника являются неаутентичными. Находясь в одной из этих ролей, люди реагируют, исходя из своего прошлого, а не реальности «здесь и теперь», используя при этом старые сценарные стратегии. Чтобы отметить неаутентичность этих ролей, их названия пишутся с большой буквы. Если те же слова написаны с маленькой буквы, то имеются в виду реально существующие в жизни преследователи, спасители и жертвы. Обычно человек, начинающий игру, исходит из одной позиции, а затем переключается на другую.

Рэкет — это манипулирование окружающими с целью получить привычные поглаживания. В процессе рэкета рэкетир испытывает рэкетные чувства.

Рэкетные чувства — это чувства, которые приносят желаемый результат, и которые можно использовать для удовлетворения своих потребностей. Другие, «плохие» воспринимаются как бесполезные и даже вредные, даже если они адекватные. В детстве мы учимся чаще испытывать «хорошие» чувства, вытесняя адекватные, но «плохие», замещая «плохие» — «хорошими». Эти замещающие («хорошие») чувства в ТА называются рэкетными, т.к. с их помощью ребёнок вымогает желаемое. Во взрослой жизни это замещение чувств не осознаётся, рэкетные чувства кажутся естественными.

Аутентичные чувства — это природные, неискажённые чувства, которые являются естественной реакцией на ситуацию. Существует четыре «чистых» (без примесей) человеческих чувства: гнев, печаль, страх и радость. Это аутентичные чувства. Они сопровождаются такими же «чистыми» физическими ощущениями: покой, расслабленность, голод, сытость, усталость, возбуждение, отвращение, сонливость и др. Когда человек выражает аутентичное чувство, он делает что-то, что помогает завершить ситуацию.

Эго-состояние — это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств, один из способов проявления нашей личности. В каждый момент времени каждый человек находится в одном из этих эго-состояний. В норме человек может свободно переходить из одного эго-состояния в другое. Названия эго-состояний пишутся с большой буквы. Если те же слова написаны с маленькой буквы, то имеются в виду реальные родители, дети и взрослые.

Эго-состояние Взрослый — проявляется так, что человек ведёт себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и сейчас» и адекватно реагирует на то, что происходит вокруг него, используя весь потенциал взрослой личности.

Эго-состояние Родитель — проявляется так, что человек ведёт себя, мыслит и чувствует, копируя одного из своих родителей. В Родителе человек мыслит в соответствии с морально-нравственными нормами, используя понятия «хорошо-плохо», «правильно-не правильно».

Эго-состояние Ребёнок — проявляется так, что человек возвращается к поведению, мышлению и чувствам своего детства, боится, гневается, чувствует обиду, несправедливое к себе отношение и т.д.

Контаминация или заражение — это восприятие человеком содержания его Ребёнка иили Родителя как части содержания Взрослого. Контаминации бывают двух видов — предрассудки и заблуждения. Предрассудки формируются тогда, когда человек ошибочно принимает Родительские девизы за реальность. Эти девизы обычно начинаются словами «все», «всегда». Например: «Людям нельзя доверять», «Все мужчины хотят одного», «Все чеченцы по своей природе — бандиты» и т.д. Очень распространены предрассудки об особенностях некоторых национальностей, о мужском и женском характере и др. Заблуждения формируются тогда, когда человек затуманивает своё взрослое мышление заблуждениями — детскими представлениями о себе и об отношении к себе окружающих. Это фантазии, принимаемые за реальную действительность. Например: «Я не нравлюсь людям», «Я не могу бросить курить (похудеть, бросить выпивать)», «У меня нет склонности к иностранным языкам», «Всем будет лучше, если я умру» и т.д.

Структурный анализ — анализ содержания каждого эго-состояния. Это часть ТА, с которой обычно, начинают работу.

Транзакция — это единица общения, обмен «стимул — реакция»: один партнёр обращается к другому, другой — отвечает. Модели эго-состояний используются для анализа последовательных транзакций.

Поглаживания — это акт признания, единица внимания, направленного на партнёра. Обращаясь к другому, человек сигнализирует о том, что признаёт его присутствие или его самого как личность. Партнёр в ходе трансакции возвращает это признание. Поглаживания классифицируются следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.

Условные и безусловные поглаживания Условное поглаживание связано с тем, что вы делаете. Безусловное — с тем, что вы есть. Положительное условное поглаживание: «вы отлично поработали». Положительное безусловное: «хорошо, что вы есть» или «я тебя люблю». Негативное условное: «Мне не нравится твоя работа». Негативное безусловное: «Ты — плохой» или «Я тебя ненавижу».

Экономия поглаживаний. Родители внушают своим маленьким детям пять запрещающих правил о поглаживаниях. Первое: не давай поглаживаний, когда их нужно давать. Второе: не проси поглаживаний, когда ты в них нуждаешься. Третье: не принимай поглаживаний, если ты нуждаешься в них. Четвёртое: не отвергай поглаживаний, когда ты не нуждаешься в них. Пятое: не гладь себя сам. Выполняя эти пять правил мы экономим поглаживания. Существует миф о поглаживаниях, который запрещает нам просить поглаживаний и звучит так: «Поглаживания, о которых нужно просить, ничего не стоят».

Структурирование времени — обмен транзакциями и поглаживаниями в парах или группах. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психологического здоровья, поэтому стремятся к общению. А поскольку поглаживания могут быть разного качества (приятными, желанным, неприятным и т.д.) то, когда люди обмениваются трансакциями, то проводят своё время по-разному. Виды времяпровождения можно классифицировать и проанализировать. Это — анализ структурирования времени.

Жизненная позиция — экзистенциальный бессознательный вывод о себе и других людях. Существует 4 варианта жизненной позиции:

Я — хороший, Ты — хороший — это «здоровая», продуктивная позиция, позиция базового доверия.

Я — не хороший, Ты — хороший — это позиция, защищающая от разочарования в людях.

Я -хороший, Ты — не хороший — это параноидальная позиция.

Я — не хороший, Ты — не хороший — это бесплодная депрессивная позиция.

Искажение — бессознательное невнимание, пропуски, забывания, непонимание, неточность, приписывание неправильного значения. Человек искажает восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в сценарий, чтобы не услышать, не увидеть и не осознать то, что противоречит его жизненной позиции, убеждениям, его способу получения желаемого, способу удовлетворения своих потребностей.

Игнорирование — искажение реальности, основанное на не-использовании в полной мере всех возможностей ситуации, на игнорировании своих способностей и способностей других людей.

Пассивное поведение — слова и действия (способы поведения), которые человек использует, чтобы игнорировать какой-то аспект реальности. Существует четыре типа пассивного поведения: ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение, беспомощность или насилие.

Симбиоз. Игнорируя часть своих способностей, человек передаёт соответствующие функции кому-то из близкого окружения. Партнёр выполняет эти функции и игнорирует в себе то, что берёт на себя другой. При этом партнёры неосознанно дополняют друг друга, так что у них вместо шести имеется только три эго-состояния на двоих. Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

Автономия — жизненная позиция, при которой человек использует свои ресурсы в полной мере и может самостоятельно решать любые свои проблемы.

Значение игр

1. Игры, в которые играют люди, передаются от поколения к поколению. Любимая игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом - у его родителей и у родителей его родителей, так и в будущем - у его детей. В свою очередь его дети, если только не произойдет какое-нибудь вмешательство извне, будут учить этим играм его внуков. Таким образом, анализ игр происходит на обширном историческом фоне. Игра может охватывать около сотни лет в прошлом и может быть надежно прогнозирована по меньшей мере лет на пятьдесят в будущее.

Переходя из поколения в поколение, игры могут изменяться, но при этом наблюдается сильная тенденция к вступлению в брак между индивидами, играющими в игры, которые принадлежат одному семейству (если не одному роду). В этом состоит *историческое* значение игр.

2. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть. Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры, а различные племена и семьи предпочитают разные варианты игр. В этом состоит *культурное* значение игр.

3. Промежуток между времяпрепровождениями и истинной близостью как бы прослоен играми. Повторяющиеся времяпрепровождения, такие, например, как вечеринки в честь продвижения по службе, в конце концов приедаются. Близость, в свою очередь, требует тщательной осмотрительности, причем и Родитель, и Взрослый, и Ребенок обычно настроены против нее.

Современное общество в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как здравый смысл предполагает, что искренность всегда можно использовать с дурным умыслом. А Ребенок опасается ее, потому что знает: она может повлечь за собой разоблачение.

Поэтому, чтобы отвязаться от скуки времяпрепровождения, не подвергая себя опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве компромиссного решения приходят к играм, если только они доступны. Они-то и составляют большую и весьма значимую часть человеческого общения. В этом, состоит *социальное* значение игр.

4. Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга.

И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества, но его с удовольствием включат в другое социальное окружение.

В этом состоит *личностное* значение игр.

Читатель, по-видимому, теперь сумеет лучше оценить принципиальное различие между математическим и трансакционным анализом игр. Математический анализ игр исходит из постулата полной рациональности игроков. Трансакционный анализ, напротив, имеет дело с играми как нерациональными, так и иррациональными, и именно поэтому более жизненными.

быть свободным от игр

Ощущение независимости достигается, как мы считаем, высвобождением или пробуждением трех способностей: "включенности в настоящее", "спонтанности" и "близости".

"Включенность в настоящее" означает умение видеть что-то определенное или слышать, например, как поют птицы, причем делать это так, как умеешь именно ты, а не так, как тебя учили. У нас есть все основания полагать, что маленькие дети видят и слышат совсем не так, как взрослые, что в первые годы жизни их отношение к миру более эстетично и менее интеллектуально.

...Маленький мальчик с восторгом смотрит на птиц, слушая их пение. Вдруг приходит "хороший" отец. Он чувствует необходимость принять участие в развлечениях сына и начинает его "развивать". Отец говорит: "Это поет сойка, а сейчас чирикает воробей". Однако, как только мальчик пытается различать птиц, он перестает их видеть и слышать их пение. Теперь он должен видеть и слышать только то, чего хочет его отец. Позиция отца, впрочем, вполне оправданна, так как он понимает, что сын не будет всю жизнь только слушать пение птиц. Чем раньше мальчик начнет свое "образование", тем лучше. Может быть, он станет орнитологом, когда вырасгет. Однако лишь немногие люди могут сохранить свою детскую способность видеть и слышать. Hаверное, поэтому большинство представителей человеческого рода навсегда утрачивают возможность стать живописцами, поэтами или музыкантами, так как они очень рано теряют способность непосредственно видеть или слышать. Это происходит из-за того, что они получают всё из вторых рук.

Обретение способности вновь видеть и слышать непосредственно мы называем "включенностью в настоящее". По своей психологической природе "включенность" представляет собой восприятие, родственное эйдетическим образам [Эйдетизм (гр. eidos - образ) - в психологии - разновидность образной памяти, способной к сохранению и воспроизведению черезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.]. Возможно, у некоторых индивидов такое восприятие существует в области вкусовых и обонятельных ощущений, что открывает большие возможности в соответствующих сферах деятельности, например, кондитерам, косметологам, поварам, чья вечная проблема состоит в том, чтобы найти аудиторию, способную оценить их произведения.

"Включенность" предполагает жизнь в настоящий момент, а не где-то в прошлом или будущем.

"Спонтанность" означает возможность выбора, возможность свободно самому решать, какие чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать и каким образом их выражать. "Спонтанность означает освобождение от принуждения играть в игры и владеть только теми чувствами, которые были воспитаны.

"Близость" представляет собой спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, осознающего окружающее, освобождение, эйдетически-воспринимающего мир глазами неиспорченного Ребенка, который со всей искренностью живет в настоящем.

Можно экспериментально показать [Эффективное экспериментальное использование трансакционного анализа требует специального образования и опыта. Отличить игру от времяпрепровождения порой ничуть не легче, чем отличить звезду от планеты.], что эйдетическое восприятие пробуждает привязанность, а чистосердечие мобилизует позитивные чувства.

Известен даже такой феномен, как "односторонняя близость". С ним хорошо знакомы люди, умеющие пленять своих партнеров, оставаясь при этом невовлеченными. Человек добивается этого, поощряя собеседника смотреть ему в лицо, высказываться свободно и чистосердечно, в то время как соблазнитель (или соблазнительница) лишь делает вид, что их чувства взаимны.

"Близость", по существу, является функцией естественного ребенка, хотя и имеет сложную психологическую и социологическую основу. Она, как правило, не приводит к неприятностям, если не вмешивается какая-нибудь игра. Обычно близости угрожает стремление приспособиться к Родительскому влиянию. Маленькие дети (пока они не испорчены) в большинстве своем предстают существами любящими, а это и есть истинная природа близости.

Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат своих детей думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир.

Освободиться от этого влияния ребенку нелегко, поскольку оно обычно бывает глубоко укоренившимся. К тому же в первые два-три десятилетия жизни человека оно необходимо для биологического и социального выживания.

Освобождение от родительского влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает независимости, то есть приобретает умение жить "включенным" в настоящее, действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми.

Кроме того. в это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из родительского наследия он хочет оставить себе.

Hа ранних этапах жизни человек решает, как он намерен приспособиться к родительскому влиянию. Его адаптация представляет собой последовательность решении, и именно поэтому при благоприятных обстоятельствах решения бывают обратимыми. Причем ниспровержение никуда не бывает окончательным: непрерывная борьба против возврата к старым привычкам чаще всего продолжается всю жизнь.

Hекоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свойство - "включенность" в настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предварительное планирование, - спонтанность. У них есть нечто куда более ценное, чем игры, - близость.

Hо все эти три свойства для неподготовленных людей опасны. Может быть, им лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в чувстве общности с другими людьми.


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
luna-astreia
     21 января 2007 (20:25)

Спасибо за комплимент, если это комплимент.

Книги Леви, ("Искусство быть собой", "Искусство быть другим") - читала лет двадцать назад, очень уж сильное впечатление осталось от "Охоты за мыслью" (эту книгу прочитала примерно в 18-летнем возрасте). Где-то в библиотеке моей есть и "Разговор в письмах" и "Цвет судьбы" и "Нестандартный ребенок", читала их в начале девяностых (работа обязывает!) - рекомендую. Берн был интересен и своевременен (для меня) лет 15 назад. Теперь в другом черпаю поводы для размышлений, иногда этими поводами делюсь, как и вы.

Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     21 января 2007 (22:40)

Астрея, -делитесь!

Интересными книгами,впечатлениями,мыслями.Каждое мнение-это новый мир,новая планета.Интересно узнать Ваше мнение,пусть оно даже не везде совпадает с моим или чьим -то еще!

Каждый человек-свой особый мир,и надо уважать его точку зрения.. ,каждый человек имеет право на свое творчество и свое мировоззрение.

Скажите,а Вы верите в реинкорнацию?


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
luna-astreia
     21 января 2007 (23:51)

"...надо уважать его точку зрения..."

Если не сравнивать чье-то мнение со своим и не оценивать его в категориях "нравится-не нравится", вопросы типа "надо уважать?", "не надо уважать?", могут не возникнуть. Точки зрения обычно высказываются не для того, чтобы их (точки зрения), или людей, высказавших их, уважали. Да и высказываются они совсем не для того, чтобы нравиться, или не нравится. Конечно, это справедливо для людей, которые не склонны отождествлять себя со своими точками зрения.

Я смогу ответить на ваш вопрос, только если буду знать, какой смысл вы вкладываете в понятие "реинкарнация".

Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     22 января 2007 (00:59)

Мне просто интересно Ваше мнение об этом явлении-есть оно или нет по Вашему..,и как Вы относитесь..Спасибо за ответ.

А об уважении точки зрения оппонента--об этом говорится в Правилах этикета,цитирую:"Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой

точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш

оппонент или собеседник абсолютно не прав. Поэтому непреложным

требованием делового этикета является необходимость уважать чужое мнение

и стремление понять его. Кстати, терпимость и скромность отнюдь не

помешают вам быть уверенным в себе."


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
lilu
"тонкий мир"
     22 января 2007 (01:18)

:"Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш оппонент или собеседник абсолютно не прав. Поэтому непреложным требованием делового этикета является необходимость уважать чужое мнение и стремление понять его. Кстати, терпимость и скромность отнюдь не помешают вам быть уверенным в себе."

Мыша, -

(безотносительно и безоценочно к участникам обсуждений, тезис понравился)

joker-way.com
luna-astreia
     22 января 2007 (01:50)

Ваш вопрос остался без моего ответа. Поэтому, вам совершенно не за что меня благодарить, если только вы не преследуете цель прослыть в высшей степени ... (слово можете вставить, сообразно вашему пониманию себя) человеком.

Догадываюсь, что в вашем познании себя и мира, который вас окружает, вам только что встретился такой "безукоризненный" индикатор правильности поведения, как правила делового этикета. Желаю вам удачно воспользоваться этим открытием в своей жизни. Верю также, что вы далеки от желания следовать правилам делового этикета во всех, без исключения житейских ситуациях.

Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     22 января 2007 (10:06)

Astreia,это Ваше право-отвечать или нет.

Я его-уважаю.

"Поэтому, вам совершенно не за что меня благодарить, если только вы не преследуете цель прослыть в высшей степени ... (слово можете вставить, сообразно вашему пониманию себя) человеком. "

Я благодарю Вас -за потраченное на меня время.Мы -обменивались мнениями по вопросам психологии,беседовали-о жизни,а не обсуждали-Вас или меня..

" Верю также, что вы далеки от желания следовать правилам делового этикета во всех, без исключения житейских ситуациях."

Во всех житейских ситуациях я следую позициям Добра и еще- "не навреди",равно ,как и правилам уважения своего собеседника.

Это-половина успеха.

А о реинкорнации я сейчас много слышу и читаю.

Поэтому-я и спросила.Есть такое мнение,что с любым человком-с которым мы сталкиваемся(-в реале или виртуале,неважно..) мы уже "общались" в прошлых воплощениях.И если он "обидчик"-то мы -наверняка задожали ему что-то или обижали его...

Он платит нам той же монетой.Он -появляется в нашей жизни-с целью очередного "урока",который мы должны усвоить.Вот в контексте чего -я и спросила.

Из психологов-мне ближе Леви и Берн.

Я опираюсь на их позиции.

Так как Астрея-дочь Зевса и Фемиды-богиня Справедливости у древних Греков,то даже атрибутика ее образа -мне очень симпатична.На ее глазах-повязка,в руках-Весы.Почти как маленькая Зеленая Мышка-в противогазе.Не правда ли,-что -то есть общее?

Ваш бантик- постоянно на мне.Как орден-Золотой шпоры...


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
начало | 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере