Форум на ОКУЛУС

Тема 9345, сообщений: 75

начало | 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 | конец
Автор Сообщение
Сronа
     7 марта 2007 (13:56)

Причина шизофрении в наст время не известна.

Можно почитать Г. Бейтсона о «двойном послании».

Бейтсон пишет, что многие авторы подходят к шизофрении с позиции ее полной противоположности любым формам человеческого мышления и поведения; однако такой подход не позволяет решить проблему. Поэтому он поясняет: "В своем подходе мы предполагаем, что шизофрения вступает в противоречие с общими принципами, существенными для любой коммуникации, и что, таким образом, основываясь на этом сходстве, можно отыскать много полезной информации и в "нормальных" коммуникативных ситуациях"

Представленная Г.Бейтсоном теория шизофрении основывается на анализе коммуникаций, в частности на Теории Логических Типов и на двойном послании. "Двойное послание - это такая ситуация, в которой человек, что бы он не делал, "не может победить"

Г.Бейтсон предлагает гипотезу, что "у человека, попавшего в тиски "двойного послания" могут начать развиваться симптомы шизофрении" .

Г.Бейтсон предлагает шкалу синдромов, связанных со способностью различать тип сообщения. "На одном конце этой шкалы будут находиться более или менее гебефренические (одна из форм юношеской шизофрении - А.) индивидуумы, не относящие никакие сообщения ни к какому типу и живущие наподобие бездомных собак. На другом конце находятся те, кто пытается сверхидентифицировать, т.е. очень жестко идентифицировать тип сообщения. Это дает картину параноидального типа. Еще одна возможность - "изъятие себя из обращения" .

"В дзен-буддизме высшая цель состоит в достижении просветления. Мастер Дзен стремится различными способами вызвать просветление у ученика. Один из этих способов состоит в том, что он заносит палку над головой ученика и свирепо говорит: "Если ты скажешь, что эта палка реальна, я ударю тебя. Если ты скажешь, что эта палка нереальна, я тоже ударю тебя. Если ты ничего не скажешь, я тоже ударю тебя". Мы полагаем, что шизофреник постоянно оказывается в подобной ситуации. Только он достигает не просветления, а состояния дезориентации. Ученик Дзен может, например, протянуть руку и выхватить палку у учителя, который, вероятно, примет такую реакцию. Шизофреник лишен подобного выбора, поскольку он едва ли может проявить такую "непривязанность" к межличностным отношениям, а цели и сознание его матери мало походят на цели и сознание учителя Дзен.

Предполагается, что, попадая в ДП-ситуацию, индивид полностью теряет способность к различению логических типов. Определим основные характеристики этой ситуации.

(1) Индивид включен в очень тесные отношения с другим человеком, поэтому он чувствует, что для него жизненно важно точно определять, какого рода сообщения ему передаются, чтобы реагировать правильно.

(2) При этом индивид попадает в ситуацию, когда этот значимый для него другой человек передает ему одновременно два разноуровневых сообщения, одно из которых отрицает другое.

(3) И в тоже самое время индивид не имеет возможности высказываться по поводу получаемых им сообщений, чтобы уточнить, на какое из них реагировать, т.е. он не может делать метакоммуникативные утверждения. (Более того, "ребенку также запрещено прилагать усилия к прояснению недопонимания", к пониманию той ситуации, в которой он оказался; с. 222. - А.).

Предполагается, что именно такого рода ситуация складывается во взаимодействии будущего шизофреника и его матери. Однако подобное случается и в нормальных отношениях"

"Шизофреник же постоянно пребывает в состоянии неуверенности, поэтому он привычно реагирует защитным застреванием на буквальном уровне, когда это совершенно неуместно, например, когда кто-то шутит" .

Более того. "Шизофреники путают буквальное с метафорическим и в собственных высказываниях, если чувствуют себя попавшими в ДП-ситуацию"

Г.Бейтсон приводит следующий пример. "Пациент приходит в больничную столовую и девушка на раздаче спрашивает его: "Что вам дать?" Пациента одолевают сомнения относительно этого сообщения: уж не собирается ли она дать ему по голове? Или она зовет его с собой в постель? Или предлагает чашку кофе? Он слышит сообщение, но не знает какого оно рода (порядка). Затруднения с сигналами такого рода кажется центром синдрома, характерного для группы шизофреников" .

"Особенность шизофреника не в том, что он пользуется метафорами, а в том, что он не помечает их как таковые (и, возможно, даже не видит в них таковых - А.). Он испытывает особые трудности в обращении с сигналами того класса, члены которого квалифицируют логический тип других сигналов"

В связи с двойным посланием особо интересно следующая мысль Г.Бейтсона. "Ритуал - это область, в которой совершается на редкость реальное, буквальное приписывание логического типа и защищается оно так же решительно, как шизофреник отстаивает "реальность" своих галлюцинаций" . Отличием ритуала от сильнейших поэтических метафор, является то, что в ритуале, как и в шизофрении, метафора не помечается как таковая. "В системах человеческого поведения, особенно в религии, ритуале и вообще везде, где на сцене доминирует первичный процесс, имя часто является поименованной вещью. Хлеб есть Плоть, а вино есть Кровь".

Но что же стоит за шизофренией или за шизофренической семьей? Г.Бейтсон, который рассматривает человека как один из "видов животного" дает следующий неожиданный на первый взгляд ответ, который, в действительности, вовсе не является таким уж неожиданным: "Шизофреническая семья - весьма устойчивая организация, динамика и внутренняя работа которой таковы, что каждый ее член постоянно подвергается переживанию отрицания своего "Я" .

Использование ДП-ситуации в медицинских целях. Г.Бейтсон анализирует опыты знаменитого психотерапевта Эриксона, в которых галлюцинация вызывалась у испытуемого под гипнозом простым внушением ему "двойного послания" типа: "Не существует никаких мыслимых способов, какими ваша рука могла бы двигаться, однако, когда я подам сигнал, она должна двигаться"

"По сути, он говорит испытуемому, что рука будет оставаться на месте и, несмотря на это, будет двигаться, причем таким способом, который испытуемый не может и помыслить. В результате когда Эриксон подал сигнал, испытуемый галлюцинирует, что его рука движется, или что сам он оказался в другом месте и тем самым передвинулась его рука» . Следовательно, здесь ДП-ситуация вызывает у человека галлюцинацию, как и при шизофрении. Г.Бейтсон приводит и другие, не менее впечатляющие опыты этого великого психиатра (М.Эриксона - А.) с ДП-ситуацией, но уже без гипноза. В результате бросающий курить испытуемый проявлял полную амнезию на ДП-ситуацию и изменял установку "он (Эриксон) не дает мне сигарету" на "я не хочу курить".

Итак, ДП-ситуация может использоваться и в лечебных целях. Другим ярким примером использования ДП-ситуации психиатром является история в которой доктор Фрида Фромм-Рейхман, в ответ на шизофреническую фразу: "Бог Эрр говорит, что я не должна разговаривать с вами" - предложила больной верующей девушке следующее. "Послушайте, давайте сразу договоримся: для меня бог Эрр не существует, как не существует и весь ваш мир. Но для вас он реальность, и я далека от мысли, что могу отобрать у вас этот мир, я просто не имею о нем ни малейшего представления. Итак, я готова разговаривать с вами на вашем языке - языке этого мира, но при условии: между нами должно сохраняться полное понимание, что для меня этот мир не существует. Сейчас вы пойдете к богу Эрру и скажете ему, что нам с вами надо поговорить и пусть он даст на это разрешение. Еще непременно скажите ему, что вы живете в его царстве с семилетнего возраста, а сейчас вам уже шестнадцать, т.е. целых 9 лет, и за это время он ничем не помог вам. Скажите, что я врач и что он должен разрешить мне попробовать вам помочь. Он должен дать мне возможность убедиться, сможем ли мы с вами вместе справиться с этой работой. Скажите ему, что я врач и я хочу попробовать это сделать" "Терапевт втягивает пациентку в "терапевтическое" "двойное послание"". Если пациентка проявляет сомнение относительно своей веры в божество, то тем самым она сходится во взглядах с Фромм-Рейхман и соглашается на участие в психотерапии. Если же она настаивает на существовании бога Эрра, то она должна сказать ему, что доктор Фромм-Рейхман "более могущественна", чем он - опять-таки соглашаясь на сотрудничество с психотерапевтом" (с. 253).

Важным отличием терапевтической ситуации ДП-послания заключается в том, что она не втягивает терапевта в "смертельную борьбу" и поэтому может использоваться дозированно, "мягко". "Наша цель, как и большинства психотерапевтов, приблизить тот день, когда эти гениальные находки будут достаточно хорошо изучены, чтобы став понятными, применяться систематично и повсеместно" (с. 253).

Искажения в коммуникации возникают в результате ловушки ДП-ситуации. Избежать эту ловушку можно только "ценой разрушения самой природы "Я". Эта парадигма изящно иллюстрируется следующей поучительной историей, цитируемой Г.Бейтсоном.

Крысиная ловушка Данкетта. "Мистер Данкетт обнаружил, что ни одна из его ловушек не действует, и пришел в такое отчаяние из-за сожранного зерна, что решил сам изобрести крысиную ловушку. Он начал с того, что постарался как можно лучше поставить себя на место крысы.

"Есть ли что-нибудь такое, - спросил он себя, - к чему, будь я крысой, я должен был бы иметь такое доверие, что не мог бы этого заподозрить без того, что бы не заподозрить вообще все в мире и вообще не потерять способность без страха двигаться в каком бы то ни было направлении?

Он мыслил некоторое время, но ответа не получил, пока в одну ночь его комната не озарилась светом и он не услышал голос с небес: "Сточные трубы!"

Теперь все стало ясно. Заподозрить сточную трубу значило бы перестать быть крысой. Здесь Скерчли дал разъяснение, что внутри должна быть спрятана пружина, но труба должна быть открыта с обоих концов; если труба будет с одного конца закрыта, крысе, естественно, не захочется лезть в нее, поскольку у нее не будет уверенности, что удастся выбраться. Здесь я (Батлер) перебил и сказал: "Вот именно это и не позволило мне вступить в церковь".

Когда он (Батлер) рассказал мне об этом, то я (Джонс) понял, что было у него на уме, и если бы он не находился в таком респектабельном обществе, то сказал бы: "Вот именно это и не позволило мне вступить в брак"

Rusea
     7 марта 2007 (13:57)

"Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация — это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть аффективное «понимание». Как видно из определениыя, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширенное толкование — в него включаются процессы понимания как чувств, так и мыслей партнера по отношению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности партнера. Это означает наличие а) принятия личности этого человека в целостности; б) собственной эмоциональной нейтральности, отсутствия оценочных суждений о нем (В. А Соснин, !996)."

Андреева Г.М. "Социальная психология".

Упссссссссс.... Девушки, это МЕДИЦИНСКАЯ проблема!!!!! И хоть мы тут все поголовно - психологи, это уже не наша парафия. Что вы пытаетесь решить в данной ситуации? Не болеете ли вы шизофренией? так это - к дохтуру!!

beta
.
     7 марта 2007 (14:28)

(Автоматический перевод с транслита!)

Да уж!!!

Йесс, устраняйся. А что тут можно еще сказать? Погрустила,посочувствовала и ...удалилась незаметно.

И кто сказал,что что-то было?


"Дьявол начинается с пены на губах Ангела, вступившего в бой за святое правое дело..."
     7 марта 2007 (14:31)

*Упссссссссс.... Девушки, это МЕДИЦИНСКАЯ проблема!!!!!*

4eknulis wse i razowlis iz etoi temki!

Rusea
     7 марта 2007 (14:39)

4eknulis wse i razowlis iz etoi temki!

Да, поддерживаю! Уже можно чекаться... Скоро наш праздничек!!!

luna-astreia
     7 марта 2007 (23:31)

Есть любопытная книга:

http://books.debri.ru/2006/05/31/obreinen.html

Ее автор, Б. О*Браен, описывает свой опыт болезни (ш-й) и процесс выздоровления. Должна сказать, что книга очень неоднозначное впечатление производит на читателей. Аннотация к книге, приведенная на указанном сайте - содержанию мало соответствует. Если вы очень впечатлительны, лучше эту книгу не читать.

И вспомнился мне фильм "Игры разума". О нобелевском лауреате в области математики. Стоит посмотреть.

Pimpa
     8 марта 2007 (03:31)

beta любой человек имеет больше, чем 2 личности как минимум.

Чем умнее человек, тем с большим уровнем эмпатии он может жить и не съехать с ума. Эмпатия может быть разной и шизофрения - да всё на свете что не возьми может быть разным. Факт в том, что есть ключ эмпатии - грань безумства и гениальности. Попробуйте понять, что в голове у человека, прочувствовать его горе и в тот же самый момент "вернуться" и не подвергнуться плохому настроению

это эмпатия, а не всякая чушь, что делетанты на сайтах пишут

beta
.
     8 марта 2007 (11:23)

(Автоматический перевод с транслита!)

...не смогу! Вернуться и не подвергнуться - не смогу.

Но у меня эмпатия выборочна,не каждого могу *прочувствовать*.

Так и что это значит? Вы хотите сказать,что мы все несколько...шизуем?

Спорно.


"Дьявол начинается с пены на губах Ангела, вступившего в бой за святое правое дело..."
Jess
Посторонним В.
     8 марта 2007 (11:53)

astreia, узнав о диагнозе, я тоже сразу вспомнила Нэша.

Тут другой случай. Этот шизик мнит себя великим психологом и манипулятором. И общается с окружающими исходя из этого. Передо мной он 2 года разыгрывал неудачника, нуждающегося в поддержке (другим способом ко мне подобраться у него не получилось). А дважды спасала его на работе от увольнения, я считала, что его, блин, обижают, недооценивают и т.д. А теперь оказывается, что всё это - фарс. Я, вроде, сначала повелась, потом устранилась на дистанцию. Вот всех в форуме и бибикала "Ну чего он ко мне ходит?" А то и ходит, что не сдаюсь, он меня победить не может, не бегаю за ним. Я все его попытки манипулировать мной видела, но по-дурости списывала на его нерешительность, неуверенность в себе. Меня уже предупредили, что он скоро передо мной инфаркт изобразить может...если так и буду его от себя гонять. Я понимаю, что для всех его поведение - обычное для мужика. Но я просто не могу написать всей правды...поверьте, это страшно.

Бетка, ведь чувствовала своей Луной, и всё верно чувствовала (как оказалось). А вот мозги Девьи и мой 8-й дом меня 2 года мучали. Ну, ты и говорила, что простых встреч в моей жизни не будет. На сегодня это - самый тяжелый и непростой случай.

Вот мой Водолей меня и спас!


Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен (А.Блок)
beta
.
     8 марта 2007 (11:56)

(Автоматический перевод с транслита!)

...так и операций не было???


"Дьявол начинается с пены на губах Ангела, вступившего в бой за святое правое дело..."
начало | 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере